Словарь античности

АКРОТЕРИЙ (греч. ост­рие), в антич­ной архи­тек­ту­ре скульп­тур­ное укра­ше­ние по углам фрон­то­нов зда­ний, над­гроб­ных и жерт­вен­ных релье­фов, пре­иму­ще­ст­вен­но в виде паль­ме­ток или акан­то­во­го орна­мен­та, а так­же скульп­тур­ных укра­ше­ний. Акро­те­рий исполь­зо­вал­ся так­же в архи­тек­ту­ре Воз­рож­де­ния, барок­ко и клас­си­циз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами.
Докимийский мрамор.
150—180 гг.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами.
Докимийский мрамор.
150—180 гг.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор.
II в. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Саркофаг аттического типа с гирляндами и двускатной крышкой.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами.
Докимийский мрамор.
150—180 гг.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами.
Докимийский мрамор.
150—180 гг.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Дионисе и Ариадне.
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: MARTIS VLTORIS — фронтальный вид круглого (?) храма, с куполообразной крышей и акротериями, изображенного четырехколонным на подиуме из четырех ступеней; в центре статуя Марса, в шлеме, стоящего влево, держащего аквилу в правой руке и штандарт на левом плече в левой руке.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: MART. VLTO. — вексиллум внутри круглого четырехколонного храма Марса Ультора (Мстителя).
4. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 18 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTO — голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма (RCTV: храма Марса Мстителя) с куполообразной крышей и акротерием, изображенного четырехколонным, на подиуме из трех ступеней; внутри храма триумфальная колесница, увенчанная маленькой квадригой со скачущими галопом лошадьми; в колеснице помещен легионный орел (aquila). По краю линия.
Слева и справа SP QR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА