Словарь античности

АКРОТЕРИЙ (греч. ост­рие), в антич­ной архи­тек­ту­ре скульп­тур­ное укра­ше­ние по углам фрон­то­нов зда­ний, над­гроб­ных и жерт­вен­ных релье­фов, пре­иму­ще­ст­вен­но в виде паль­ме­ток или акан­то­во­го орна­мен­та, а так­же скульп­тур­ных укра­ше­ний. Акро­те­рий исполь­зо­вал­ся так­же в архи­тек­ту­ре Воз­рож­де­ния, барок­ко и клас­си­циз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник девочки Приски и старших членов семьи.
20 г. до н.э. - 20 г. н.э.
Известняк.
Выс: 153 Шир: 155 Толщ.: 38 Выс. букв: 3,5-3,9 см.
EDR 005851
CIL 10, 04047
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
2. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Гнея Корнелия Флакка и его супруги.
30 г. до н.э. - 31 г. н.э.
Известняк.
Выс: 175 Шир: 74 Толщ.: 34 Выс. букв: 2,4-5 см.
EDR 006000
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Остотек (урна для праха в форме миниатюрного саркофага).
Известняк.
Римский период.
Аланья, археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эдикула из гробницы Патрона.
Вулканический туф со следами штукатурки.
Ок. 20-х гг. до н. э.
IGUR III 1303d.
Париж, Лувр.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Торец саркофага.
(Мрамор?).
Конец IV в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Сальвии.
2-я половина I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы): правая торцовая панель со сценой «Асканий охотится на кабана».
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами (фронтальная панель).
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: MARTIS VLTORIS — фронтальный вид круглого (?) храма, с куполообразной крышей и акротериями, изображенного четырехколонным на подиуме из четырех ступеней; в центре статуя Марса, в шлеме, стоящего влево, держащего аквилу в правой руке и штандарт на левом плече в левой руке.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: MART. VLTO. — вексиллум внутри круглого четырехколонного храма Марса Ультора (Мстителя).
4. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 18 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTO — голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма (RCTV: храма Марса Мстителя) с куполообразной крышей и акротерием, изображенного четырехколонным, на подиуме из трех ступеней; внутри храма триумфальная колесница, увенчанная маленькой квадригой со скачущими галопом лошадьми; в колеснице помещен легионный орел (aquila). По краю линия.
Слева и справа SP QR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА