Словарь античности

АКРОТЕРИЙ (греч. ост­рие), в антич­ной архи­тек­ту­ре скульп­тур­ное укра­ше­ние по углам фрон­то­нов зда­ний, над­гроб­ных и жерт­вен­ных релье­фов, пре­иму­ще­ст­вен­но в виде паль­ме­ток или акан­то­во­го орна­мен­та, а так­же скульп­тур­ных укра­ше­ний. Акро­те­рий исполь­зо­вал­ся так­же в архи­тек­ту­ре Воз­рож­де­ния, барок­ко и клас­си­циз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кампанский рельеф.
Терракота.
I в.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Clipeus-саркофаг Луция Калтилия Салутариса, с изображением мифа о Ромуле и Реме.
Мрамор.
2-я половина II в.
Остия, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Правый угол (деталь).
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тыльная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей.
Мрамор.
Верхний регистр: современная работа, имитирующая композицию передней стенки (XVII в).
Нижний регистр: 160 г. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением праздника сбора винограда (vindemialia).
Лунский (каррарский) мрамор.
II в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Торец саркофага.
(Мрамор?).
Конец IV в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с двускатной крышкой и эпитафией в tabula ansata.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с двускатной крышкой и эпитафией в tabula ansata.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела Прокла и Проклида.
Мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: MARTIS VLTORIS — фронтальный вид круглого (?) храма, с куполообразной крышей и акротериями, изображенного четырехколонным на подиуме из четырех ступеней; в центре статуя Марса, в шлеме, стоящего влево, держащего аквилу в правой руке и штандарт на левом плече в левой руке.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: MART. VLTO. — вексиллум внутри круглого четырехколонного храма Марса Ультора (Мстителя).
4. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 18 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTO — голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма (RCTV: храма Марса Мстителя) с куполообразной крышей и акротерием, изображенного четырехколонным, на подиуме из трех ступеней; внутри храма триумфальная колесница, увенчанная маленькой квадригой со скачущими галопом лошадьми; в колеснице помещен легионный орел (aquila). По краю линия.
Слева и справа SP QR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА