Словарь античности

АКРОТЕРИЙ (греч. ост­рие), в антич­ной архи­тек­ту­ре скульп­тур­ное укра­ше­ние по углам фрон­то­нов зда­ний, над­гроб­ных и жерт­вен­ных релье­фов, пре­иму­ще­ст­вен­но в виде паль­ме­ток или акан­то­во­го орна­мен­та, а так­же скульп­тур­ных укра­ше­ний. Акро­те­рий исполь­зо­вал­ся так­же в архи­тек­ту­ре Воз­рож­де­ния, барок­ко и клас­си­циз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Цезии Мусциде и ее близким.
50 - 1 г. до н.э.
Известняк.
Выс: 203 Шир: 117 Толщ.: 43 Выс. букв: 2,5-3,7 см.
EDR 080380
CIL 10, 04053
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами: торец с головой Медузы.
Докимийский мрамор.
150—180 гг.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор.
Ок. 190 г. н. э.
Пиза, Кампосанто.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Остотек супружеской пары (урна для праха в форме миниатюрного саркофага).
Известняк.
Римский период.
Аланья, археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Марка Тилла Бласта.
20 г. до н.э. - 50 г. н.э.
Известняк.
Выс: 180 Шир: 94 Толщ.: 34 Выс. букв: 4-5 см.
EDR 005445
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
6. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник девочки Приски и старших членов семьи.
20 г. до н.э. - 20 г. н.э.
Известняк.
Выс: 153 Шир: 155 Толщ.: 38 Выс. букв: 3,5-3,9 см.
EDR 005851
CIL 10, 04047
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
7. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Гнея Корнелия Флакка и его супруги.
30 г. до н.э. - 31 г. н.э.
Известняк.
Выс: 175 Шир: 74 Толщ.: 34 Выс. букв: 2,4-5 см.
EDR 006000
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с двускатной крышкой и эпитафией в tabula ansata.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям.
Мрамор.
210—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с орнаментом стригилато и ростовыми портретами покойных в эдикуле (деталь фронтальной панели).
Мрамор.
220—250 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: MARTIS VLTORIS — фронтальный вид круглого (?) храма, с куполообразной крышей и акротериями, изображенного четырехколонным на подиуме из четырех ступеней; в центре статуя Марса, в шлеме, стоящего влево, держащего аквилу в правой руке и штандарт на левом плече в левой руке.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: MART. VLTO. — вексиллум внутри круглого четырехколонного храма Марса Ультора (Мстителя).
4. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 18 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTO — голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма (RCTV: храма Марса Мстителя) с куполообразной крышей и акротерием, изображенного четырехколонным, на подиуме из трех ступеней; внутри храма триумфальная колесница, увенчанная маленькой квадригой со скачущими галопом лошадьми; в колеснице помещен легионный орел (aquila). По краю линия.
Слева и справа SP QR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА