Словарь античности

АЛХИМИЯ, воз­ник­шее во вре­ме­на упад­ка элли­низ­ма направ­ле­ние в химии, основ­ной зада­чей кото­ро­го было пре­вра­ще­ние небла­го­род­ных метал­лов в золо­то и сереб­ро, а так­же раз­ра­бот­ка уни­вер­саль­но­го лекар­ства для лече­ния болез­ней и пред­у­преж­де­ния смер­ти. Отно­ся­щи­е­ся к алхи­мии тео­ре­ти­че­ские пред­став­ле­ния берут свое нача­ло, по всей види­мо­сти, от зна­ний и мето­дов еги­пет­ских тех­ни­тов и натур­фи­ло­соф­ских идей Ближ­не­го Восто­ка и Гре­ции. Алхи­ми­ки пыта­лись при бла­го­по­луч­ном рас­по­ло­же­нии небес­ных све­тил пре­вра­тить небла­го­род­ные метал­лы, в первую оче­редь ртуть и цинк, путем хими­че­ских мани­пу­ля­ций в еди­ное «пер­вич­ное веще­ство» (мела­ноз, «почер­не­ние») и обра­тить его с помо­щью кра­ся­щей суб­стан­ции (ксе­ри­он, тинк­ту­ра, фило­соф­ский камень) через ста­дии лев­ко­зи­са («отбе­ли­ва­ния») в сереб­ро и ксан­фо­зи­са («пожел­те­ния») в золо­то. Пер­вые, выра­жен­ные в алле­го­ри­че­ской фор­ме настав­ле­ния по транс­му­та­ции метал­лов содер­жа­лись в основ­ном труде Псев­до-Демо­кри­та «Физи­ка и мисти­ка» («Phy­si­ka kai mys­ti­ka»), напи­сан­ном в 1 в. В 4 в. Зоси­ма издал свое энцик­ло­пе­ди­че­ское опи­са­ние химии и алхи­мии в 28 кни­гах. Этот труд имел осо­бен­но высо­кую репу­та­цию в свя­зи с ярко выра­жен­ным мисти­че­ским харак­те­ром. Из дру­гих алхи­ми­ков пер­вых веков наи­бо­лее извест­ны Мария Еврей­ка (3 в.), кото­рой при­пи­сы­ва­ет­ся изо­бре­те­ние водя­ной бани (франц. bain Ma­rie), Хри­сти­он (6 в.), нео­пла­то­ник Олим­пи­о­дор (6 в.) и Сте­фан (7 в.). Назва­ние «алхи­мия» для дан­но­го направ­ле­ния в химии было впер­вые введе­но араб­ски­ми алхи­ми­ка­ми. Древ­ние руко­пи­си гре­че­ских алхи­ми­ков хра­нят­ся в Вене­ции, в Биб­лио­те­ке св. Мар­ка.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
Купить книгу Расклады Анны Огински в "Читай-город"
См. по теме: АЛГЕБРА • АЛГОРИФМ • ЛАБОРАТОРИЯ • КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА