Словарь античности

АМПИР (франц. em­pi­re — импе­рия), стиль в архи­тек­ту­ре и деко­ра­тив­ном искус­стве, завер­шав­ший эпо­ху фран­цуз­ско­го клас­си­циз­ма и отно­сив­ший­ся ко вре­ме­нам Импе­рии Напо­лео­на I (1804—1815). Мас­сив­ные фор­мы ампи­ра (напри­мер, дори­че­ские колон­ны) были часто несо­раз­мер­ны с пред­ме­та­ми обста­нов­ки, укра­ше­ни­я­ми мебе­ли. Цен­траль­ное место в деко­ре зани­ма­ла антич­ная сим­во­ли­ка импе­ра­тор­ской вла­сти и три­ум­фаль­ных побед (орел, Вик­то­рия, тро­феи), «напо­лео­нов­ские пче­лы», широ­ко исполь­зо­вав­ши­е­ся в ком­по­зи­ции, были не антич­но­го, а меро­винг­ско­го про­ис­хож­де­ния, они при­ме­ня­лись вза­мен лилий бур­бо­нов­ской тра­ди­ции. Стиль ампи­ра, раз­ра­ботан­ный архи­тек­то­ра­ми Ш. Пер­сье и П. Фон­те­ном, суще­ст­вен­но зави­сел от вку­сов Напо­лео­на, мнив­ше­го себя рим­ским импе­ра­то­ром. Про­ни­кая во все обла­сти искус­ства и обще­ст­вен­ной жиз­ни (мода, двор­цо­вые инте­рье­ры), воздей­ст­во­вал на худо­же­ст­вен­ное твор­че­ство Евро­пы.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА