ХРАМ ЮПИТЕРА ПОБЕДИТЕЛЯ (aedes Iovis Victoris) — храм, первоначально обетованный Квинтом Фабием Руллианом в битве при Сентине в 295 г. до н. э. После битвы он сжёг добычу, взятую у самнитов, принеся её в жертву этому богу (Liv. X. 29. 14 и 18). В 293 г. в битве при Аквилонии Луций Папирий дал обет принести в жертву Юпитеру Победителю чашу вина, но может не означать, что храм Фабия уже был построен. Он был посвящён 13 апреля (Ovid. Fast. IV. 621; Degrassi A. Fasti Anni Numani et Iuliani (Inscriptiones Italiae 13. 2). Rome, 1963. P. 440). Иосиф Флавий (Ant. Iud. XIX. 4. 3. [248]) пишет, что после убийства Калигулы консулы созвали сенат в храме Юпитера Победителя (Nicephorus), а в «Нотиции» IV в. он назван в X районе.
В 42 г. до н. э. молния ударила в алтарь Юпитера Победителя (Cass. Dio XLVII. 40. 2), а в 54 г. н. э. двери храма открылись сами по себе, что было сочтено предсказанием смерти Клавдия (Cass. Dio LX [LXI]. 35. 1). Храм Юпитера Победителя несколько раз упоминается в протоколах арвальских братьев (CIL VI. 2051. 1. 87, 2074. 40, 2086. 2. 27). В каталогах районов он назван ближе к концу своего района (regio), после Авгуратория и перед Старыми Куриями, храмом Фортуны Оглядывающейся Назад и Септизодием. Видимо, это означает, что он находился в восточной части Палатина; и, возможно, это храм в Винья Барберини, откуда он мог выходить на маршрут триумфальных процессий (см. рис. 63: церковь Сан-Себастьяно). Представляется вероятным, что в правление Элагабала он был перестроен в великолепном стиле и стал грандиозным храмом его бога Солнца (который был идентифицирован с Юпитером). После смерти Элагабала Александр Север, должно быть, вернул храм изначальному владельцу.
Вопрос о том, идентичен ли Юпитер Победитель (Victor) Юпитеру Непобедимому (Invictus), разрешить невозможно, потому что оба эпитета, особенно последний, могли применяться к этому богу от случая к случаю. Овидий (Fast. VI. 650) пишет, что в июньские иды invicto sunt data templa Iovi[1], но в фастах его имя названо без всяких эпитетов (Degrassi A. Op. cit. P. 470), и, конечно, все иды были посвящены Юпитеру. Ввиду этого представляется вероятным, что в Риме на самом деле не существовало культа Юпитера Непобедимого и что Юпитера Победителя не называли также Юпитером Непобедимым (но ср. Геркулеса Победителя и Геркулеса Непобедимого).
Надпись республиканского времени (возможно, на алтаре), найденная на Квиринале в XVII в., но ныне утраченная (CIL I2. 802 = VI. 438 = VI. 30767a = ILS 2994 = ILLRP 187), отмечала реставрацию храма Юпитера Победителя тресвиром Титом Мефу[…], которому, вероятно, было поручено восстановление храмов и памятников. Её считают свидетельством того, что храм Юпитера Победителя находился на Квиринале.
О раскопках в Винья Барберини см.: Royo M. Rome: le Palatin (Vigna Barberini) // MEFRA T. 97. 1985. P. 531—