Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА ПОБЕДИТЕЛЯ (aedes Iovis Vic­to­ris) — храм, пер­во­на­чаль­но обе­то­ван­ный Квин­том Фаби­ем Рул­ли­а­ном в бит­ве при Сен­тине в 295 г. до н. э. После бит­вы он сжёг добы­чу, взя­тую у сам­ни­тов, при­не­ся её в жерт­ву это­му богу (Liv. X. 29. 14 и 18). В 293 г. в бит­ве при Акви­ло­нии Луций Папи­рий дал обет при­не­сти в жерт­ву Юпи­те­ру Победи­те­лю чашу вина, но может не озна­чать, что храм Фабия уже был постро­ен. Он был посвя­щён 13 апре­ля (Ovid. Fast. IV. 621; Deg­ras­si A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­me, 1963. P. 440). Иосиф Фла­вий (Ant. Iud. XIX. 4. 3. [248]) пишет, что после убий­ства Кали­гу­лы кон­су­лы созва­ли сенат в хра­ме Юпи­те­ра Победи­те­ля (Ni­ce­pho­rus), а в «Ноти­ции» IV в. он назван в X рай­оне.

В 42 г. до н. э. мол­ния уда­ри­ла в алтарь Юпи­те­ра Победи­те­ля (Cass. Dio XLVII. 40. 2), а в 54 г. н. э. две­ри хра­ма откры­лись сами по себе, что было сочте­но пред­ска­за­ни­ем смер­ти Клав­дия (Cass. Dio LX [LXI]. 35. 1). Храм Юпи­те­ра Победи­те­ля несколь­ко раз упо­ми­на­ет­ся в прото­ко­лах арваль­ских бра­тьев (CIL VI. 2051. 1. 87, 2074. 40, 2086. 2. 27). В ката­ло­гах рай­о­нов он назван бли­же к кон­цу сво­его рай­о­на (re­gio), после Авгу­ра­то­рия и перед Ста­ры­ми Кури­я­ми, хра­мом Фор­ту­ны Огляды­ваю­щей­ся Назад и Сеп­ти­зо­ди­ем. Види­мо, это озна­ча­ет, что он нахо­дил­ся в восточ­ной части Пала­ти­на; и, воз­мож­но, это храм в Винья Бар­бе­ри­ни, откуда он мог выхо­дить на марш­рут три­ум­фаль­ных про­цес­сий (см. рис. 63: цер­ковь Сан-Себастья­но). Пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что в прав­ле­ние Эла­га­ба­ла он был пере­стро­ен в вели­ко­леп­ном сти­ле и стал гран­ди­оз­ным хра­мом его бога Солн­ца (кото­рый был иден­ти­фи­ци­ро­ван с Юпи­те­ром). После смер­ти Эла­га­ба­ла Алек­сандр Север, долж­но быть, вер­нул храм изна­чаль­но­му вла­дель­цу.

Вопрос о том, иден­ти­чен ли Юпи­тер Победи­тель (Vic­tor) Юпи­те­ру Непо­беди­мо­му (In­vic­tus), раз­ре­шить невоз­мож­но, пото­му что оба эпи­те­та, осо­бен­но послед­ний, мог­ли при­ме­нять­ся к это­му богу от слу­чая к слу­чаю. Овидий (Fast. VI. 650) пишет, что в июнь­ские иды in­vic­to sunt da­ta templa Iovi[1], но в фастах его имя назва­но без вся­ких эпи­те­тов (Deg­ras­si A. Op. cit. P. 470), и, конеч­но, все иды были посвя­ще­ны Юпи­те­ру. Ввиду это­го пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что в Риме на самом деле не суще­ст­во­ва­ло куль­та Юпи­те­ра Непо­беди­мо­го и что Юпи­те­ра Победи­те­ля не назы­ва­ли так­же Юпи­те­ром Непо­беди­мым (но ср. Гер­ку­ле­са Победи­те­ля и Гер­ку­ле­са Непо­беди­мо­го).

Над­пись рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни (воз­мож­но, на алта­ре), най­ден­ная на Кви­ри­на­ле в XVII в., но ныне утра­чен­ная (CIL I2. 802 = VI. 438 = VI. 30767a = ILS 2994 = ILLRP 187), отме­ча­ла рестав­ра­цию хра­ма Юпи­те­ра Победи­те­ля тресви­ром Титом Мефу[…], кото­ро­му, веро­ят­но, было пору­че­но вос­ста­нов­ле­ние хра­мов и памят­ни­ков. Её счи­та­ют свиде­тель­ст­вом того, что храм Юпи­те­ра Победи­те­ля нахо­дил­ся на Кви­ри­на­ле.

О рас­коп­ках в Винья Бар­бе­ри­ни см.: Royo M. Ro­me: le Pa­la­tin (Vig­na Bar­be­ri­ni) // MEF­RA T. 97. 1985. P. 531—532; Gre­nier J.-C., Coa­rel­li F. La tom­be d’An­ti­noüs à Ro­me // MEF­RA T. 98. 1986. P. 217—253; Gros P., Le­noir M. et al. Ro­me: le Pa­la­tin (Vig­na Bar­be­ri­ni) // ibid. P. 387—397; Royo M. To­po­gra­phie an­cien­ne et fouil­les sur la Vig­na Bar­be­ri­ni (XI­Xe sièc­le — dé­but XXe sièc­le) // ibid. P. 707—766; Le­noir M. et al. Vig­ne Bar­be­ri­ni // BCAR Vol. 91. 2. 1986. P. 507—514; Le­noir M. et al. Ro­me: le Pa­la­tin (Vig­na Bar­be­ri­ni) // MEF­RA T. 99. 1987. P. 481—498; Per­go­la P. et al. Ro­me: le Pa­la­tin (Vig­na Bar­be­ri­ni) // MEF­RA T. 100. 1988. P. 507—525; Car­re M.-B. et al. Ro­me: le Pa­la­tin (Vig­na Bar­be­ri­ni) // MEF­RA T. 101. 1989. P. 489—513.

См. также:
Храм Юпитера Победителя (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Даро­ван храм Юпи­те­ру Непо­беди­мо­му.

  • © 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 225.
    © 2016 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Сестерций, медь
    Траян
    Рим, 103—111 гг.
    АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, обращенный вправо, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече.
    РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — фронтальный вид храма, изображенного восьмиколонным, на подиуме из пяти ступеней; в центре между колонн сидящая фигура на высоком постаменте (BMCRE: фигура; Cohen, RIC: Юпитер; RCTV: культовая статуя Юпитера Победителя); на фронтоне сидящая фигура, среди сидящих на земле фигур; на крыше фигура, держащая копье (?) в центре, по углам — Виктории, держащие трофеи; справа и слева от храма — колоннада, изображенная пятиколонной, с фронтоном крыши сверху.
    В обрезе: S. C.
    2. Аурей, золото
    Север Александр
    Рим, 223 г.
    АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА