Словарь античности

АРГОНАВТЫ, в гре­че­ской мифо­ло­гии пять­де­сят участ­ни­ков похо­да в Кол­хиду на Чер­ном море. Их корабль, назван­ный «Арго», был постро­ен с помо­щью Афи­ны, кото­рая вста­ви­ла в его кор­пус кусо­чек свя­щен­но­го веко­во­го додон­ско­го дуба, шеле­стом листьев пере­даю­ще­го волю богов. Пред­во­ди­мые Ясо­ном арго­нав­ты, сре­ди кото­рых были Адмет, близ­не­цы Дио­с­ку­ры — Кастор и Полидевк, Геракл, Меле­агр, Орфей, Пелей и Тела­мон, долж­ны были воз­вра­тить в Гре­цию золо­тое руно вол­шеб­но­го бара­на, уве­зен­ное в Кол­хиду Фрик­сом. На сво­ем пути арго­нав­ты побы­ва­ли у Гип­си­пи­лы на Лем­но­се, одер­жа­ли верх над царем беб­ри­ков Ами­ком, изба­ви­ли Финея от гар­пий, пре­одо­ле­ли Сим­плега­ды. Овла­деть золотым руном Ясо­ну помог­ла вол­шеб­ни­ца Медея. Обрат­ный путь арго­нав­тов был долог и труден, но в кон­це кон­цов им уда­лось достичь бере­гов Гре­ции. Исто­ри­че­скую осно­ву мифа об арго­нав­тах состав­ля­ют, по всей веро­ят­но­сти, мор­ские пла­ва­ния гре­ков, преж­де все­го миле­тян, к чер­но­мор­ским бере­гам. Поход арго­нав­тов — частый сюжет в про­из­веде­ни­ях антич­но­го и после­ан­тич­но­го искус­ства (рельеф в Дель­фах; кра­тер с изо­бра­же­ни­ем арго­нав­тов сер. 5 в. до н. э.; эпо­сы Апол­ло­ния Родос­ско­го и Вале­рия Флак­ка, дра­ма­ти­че­ская три­ло­гия «Золо­тое руно» Гриль­пар­це­ра, опе­ра Керу­би­ни).

См. также:
АРГОНАВТЫ (Мифы народов мира)
АРГОНАВТЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Правая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон приносит золотое руно царю Иолка Пелию. Деталь.
Краснофигурный кратер. Апулия.
Глина. 350—340 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон и Золотое руно.
Краснофигурный кратер с волютами (сторона A). Пестум.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Приписывается Апулизирующей группе.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ясон и Пелий.
Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Левая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА