АРИСТИД.
1. Ум. ок. 468/467 до н. э., политический деятель в Афинах, содействовал Клисфену в его реформе законодательства. В Марафонской битве 490 был одним из стратегов. В 489—
2. Аристид из Милета (ок. 100 до н. э.), греческий писатель, автор прозаического сочинения «Милетские повести» («Milesiaka»). Это сборник эротических рассказов, которые из-за пикантного содержания получили широкое распространение и известность. Они были переведены Луцием Корнелием Сисенной на латинский язык. Сохранился один фрагмент.
3. Аристид Элий (ок. 117 (или 129) — 187 н. э.), греческий странствующий оратор из Адриануферая (Мёзия). Происходил из богатой семьи. Получив всестороннее образование (в том числе и у Герода Аттика), стал признанным оратором в Риме. Своими помпезно обставленными разъездами завоевал славу в греческих и римских кругах. Из сохранившихся 55 речей Аристида шесть «священных речей» в форме дневниковых записей повествуют историю его болезни, длившейся 17 лет и от которой его излечил бог врачевания Асклепий в Пергаме. В одной из своих речей Аристид призывал императора Марка Аврелия к восстановлению разрушенного землетрясением г. Смирна (178). Значительное число речей Аристида посвящено защите риторики перед философией. Другие его речи восхваляли Рим, славное прошлое Афин и других городов. Во время своих поездок (например, в Египет) Аристид знакомился с различными религиозными культами. Им были написаны прозаические гимны, прославлявшие богов (Зевс, Сарапис и т. д.). Христианство он отвергал. Для Аристида, как представителя Второй софистики, ораторское искусство представлялось вершиной духовной деятельности человека. Речи Аристида, совершенные в отношении языка (примером ему служили греческие классические ораторы), снискали ему славу. Известную ценность они представляют и с точки зрения изучения культуры эпохи Империи.