Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРИСТИ́Д

Aristīdes, Ἀρισ­τεί­δης,

1) сын Лиси­ма­ха, родил­ся ок. 540 г., участ­во­вал в пре­об­ра­зо­ва­ни­ях Кли­сфе­на (Plut. Arist. 2) вме­сте с Ксан­тип­пом и с тех пор при­над­ле­жал к чис­лу вли­я­тель­ней­ших людей в Афи­нах. В первую пер­сид­скую вой­ну был одним из 10 стра­те­гов и при­ни­мал слав­ное уча­стие в Мара­фон­ской бит­ве. Plut. Arist. 5. Hdt. 6, 110. После отра­же­ния пер­сид­ско­го наше­ст­вия, будучи архон­том, дея­тель­но забо­тил­ся о бла­ге род­но­го горо­да, но воз­будил к себе зависть в бес­по­кой­ном, стре­мив­шем­ся к сла­ве и вли­я­нию Феми­сток­ле, кото­рый тяго­тил­ся тем, что из-за Ари­сти­да, полу­чив­ше­го у наро­да про­зви­ще Спра­вед­ли­вый, сам оста­ет­ся в тени, и кото­рый, кро­ме того, рас­хо­дил­ся с Ари­сти­дом во мне­ни­ях отно­си­тель­но фалат­то­кра­тии афи­нян. Он ста­рал­ся изба­вить­ся от силь­но­го про­тив­ни­ка, и в 483 г. Ари­стид был уда­лен из Афин ост­ра­киз­мом. Plut. Arist. 2. 3. 6 слл. Them. 3. Nep. Arist.1. Феми­стокл сумел неко­то­ры­ми дово­да­ми рас­по­ло­жить измен­чи­вое настро­е­ние наро­да в поль­зу этой меры, меж­ду тем как чест­ный, пола­гаю­щий­ся толь­ко на силу прав­ды Ари­стид ниче­го не сде­лал для пред­у­преж­де­ния неспра­вед­ли­во­го при­го­во­ра. Толь­ко неза­дол­го перед сала­мин­ской бит­вой послед­ний был отме­нен; Ари­стид доб­ро­воль­но стал в ряды защит­ни­ков оте­че­ства и покрыл себя в этой бит­ве новой сла­вой. Plut. Arist. 8 (ина­че Nep. Arist. 2. Hdt. 8, 79). Он при­ни­мал уча­стие и в бит­ве при Пла­тее, как муже­ст­вен­ный пред­во­ди­тель афин­ско­го отряда, а вско­ре потом кротость Ари­сти­да и Кимо­на, коман­до­вав­ших афин­ским фло­том, была при­чи­ной того, что союз­ни­ки, воз­му­щен­ные свое­во­ли­ем и над­мен­но­стью Пав­са­ния, пере­да­ли управ­ле­ние сою­зом афи­ня­нам. Hdt. 9, 18—70. Plut. Arist. 11 слл. Ари­стид, вну­шав­ший к себе все­об­щее дове­рие, опре­де­лил раз­ме­ры взно­сов, тре­бо­вав­ших­ся с отдель­ных сочле­нов сою­за для содер­жа­ния флота, и назна­чил Делос местом для сове­ща­ний и для хра­не­ния союз­ной каз­ны. В Атти­ке он доста­вил граж­да­нам чет­вер­то­го клас­са, выка­зав­шим во вре­мя вой­ны мно­го муже­ства и самоот­вер­же­ния, пол­ное поль­зо­ва­ние граж­дан­ски­ми пра­ва­ми и равен­ство с граж­да­на­ми дру­гих клас­сов. Plut. Arist. 22. Если впо­след­ст­вии участь изгнан­ни­ка выпа­ла на долю Ари­сти­до­ва сопер­ни­ка Феми­сток­ла, то Ари­стид вовсе не был это­му виной. Он охот­но пре­до­ста­вил управ­ле­ние государ­ст­вом более моло­до­му и силь­но­му, чем он сам, Кимо­ну. Умер он в бед­но­сти в 467 г. (Plut. Arist. 26. Nep. Arist. 3. Plat. Gorg. 81); его доче­рям, в ува­же­ние к заслу­гам отца, афин­ское государ­ство назна­чи­ло от себя при­да­ное, а сына щед­ро ода­ри­ло, и еще в позд­ней­шие вре­ме­на в память Ари­сти­да его потом­ки поль­зо­ва­лись осо­бен­ны­ми поче­стя­ми;

2) см. Pic­to­res (Живо­пись), 6;

3) Ари­стид Милет­ский, жил во 2 или 1 в. до Р. Х., осно­ва­тель гре­че­ско­го рома­на, напи­сал «Милет­ские исто­рии» или сказ­ки, Μι­λησιακά, fa­bu­lae Mi­le­siae, в кото­рых в фор­ме рас­ска­зов с эро­ти­че­ски­ми сюже­та­ми изо­бра­жал сце­ны из жиз­ни Миле­та. Это про­из­веде­ние было мно­го читае­мо в древ­но­сти (Plut. Crass. 32); рим­ский анна­лист Сизен­на пере­вел его на латин­ский язык. Немно­гие сохра­нив­ши­е­ся отрыв­ки изд. Mül­ler, fragm. hist. Graec., IV;

4) P. Aeli­us Aris­ti­des, гре­че­ский ритор 2 в. от Р. Х., родил­ся в мисий­ском горо­де Адри­а­ны. В Смирне учил­ся у Поле­мо­на, в Афи­нах у Иро­да Атти­ка, слу­шал и дру­гих зна­ме­ни­тых рито­ров и на под­ра­жа­нии образ­цам, дан­ным в про­из­веде­ни­ях Пла­то­на, Исо­кра­та, Демо­сфе­на, выра­ботал свой при­род­ный ора­тор­ский талант; мно­го путе­ше­ст­во­вал, и даже тяж­кая мно­го­лет­няя болезнь не пре­пят­ст­во­ва­ла ему с усер­ди­ем слу­жить сво­е­му искус­ству. Он по спра­вед­ли­во­сти поль­зо­вал­ся широ­ко рас­про­стра­нен­ной извест­но­стью и был высо­ко чтим Мар­ком Авре­ли­ем, кото­ро­го скло­нил к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­ной в 178 г. зем­ле­тря­се­ни­ем Смир­ны, за что жите­ли поста­ви­ли в честь Ари­сти­да, как «стро­и­те­ля» горо­да, брон­зо­вую ста­тую. Умер он в Смирне в 190 г. Из мно­же­ства его речей, слу­жив­ших пред­ме­том усерд­но­го изу­че­ния и тол­ко­ва­ния для позд­них гре­че­ских грам­ма­ти­ков, до нас дошло 55; заме­ча­тель­ней­шие из них: πρός Λεπ­τί­νην (под­ра­жа­ние Демо­сфе­ну), Πα­ναθη­ναϊκός (под­ра­жа­ние Исо­кра­ту), Ῥώ­μης ἐγκώ­μιον, Ῥο­διακός. Речи Ари­сти­да отли­ча­ют­ся вооб­ще бо́льшим оби­ли­ем и глу­би­ною мыс­лей, чем про­из­веде­ния дру­гих софи­стов 2 в., язык пока­зы­ва­ет боль­шую тща­тель­ность в выбо­ре слов, но часто неудо­бо­по­ня­тен и не все­гда даже пра­ви­лен. Изд. Din­dorf (1829). Ср.: Baum­gart, Aeli­us Aris­ti­des als Rep­rä­sen­tant der sophis­ti­schen Rhe­to­rik (1874).

См. также:
АРИСТИД (Словарь античности)
АРИСТИД (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 148.
См. по теме: КУРИОН • ЭНКАУСТИКА • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРУЦИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА