Словарь античности

АРСИС и ТЕСИС (греч. подъ­ем и опус­ка­ние), пер­во­на­чаль­но при декла­ма­ции антич­ных сти­хов под музы­каль­ное сопро­вож­де­ние сла­бый такт обо­зна­чал­ся дири­же­ром под­ня­ти­ем (арсис) ноги или паль­ца, а силь­ный такт — их опус­ка­ни­ем (тесис). Отсюда и соот­вет­ст­во­вав­шие этим так­там эле­мен­ты сти­ха ста­ли назы­вать­ся арсис и тесис. В позд­не­ла­тин­ской мет­ри­ке поня­тие «арсис и тесис» употреб­ля­лось для повы­ше­ния (арсис) или пони­же­ния (тесис) голо­са. В насто­я­щее вре­мя в сти­хо­сло­же­нии арси­сом назы­ва­ет­ся удар­ный слог в сто­пе, а тесис обо­зна­ча­ет без­удар­ный слог.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БАРБИТОС • ВИЗАНТИЙСКАЯ МУЗЫКА • КИФАРОДИЯ • ГИПОРХЕМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА