Словарь античности

ВИЗАНТИЙСКАЯ МУЗЫКА, музы­ка гре­че­ско-като­ли­че­ской церк­ви, осно­ван­ная на древ­не­хри­сти­ан­ских и ближ­не­во­сточ­ных тра­ди­ци­ях, бога­тая гим­на­ми и псал­ма­ми, име­ю­щи­ми более глу­бо­кие кор­ни, чем в рим­ско-като­ли­че­ской литур­гии. Из свет­ской визан­тий­ской музы­ки почти ниче­го не сохра­ни­лось, и поэто­му она мало изу­че­на. Визан­тий­ская систе­ма музы­каль­ной нота­ции обра­зо­ва­лась от древ­не­гре­че­ско­го тональ­но­го бук­вен­но­го пись­ма. Зву­ко­ряд имел 4 аутен­ти­че­ские и 4 пла­галь­ные тональ­но­сти. Основ­ны­ми фор­ма­ми гим­нов явля­лись тро­парь (tro­pa­rion), цер­ков­ное пес­но­пе­ние, при­со­еди­ня­ю­ще­е­ся к ирмо­су; кондак (kon­ta­kion); пес­но­пе­ние с запе­вом (proö­mion) и рефре­ном (epi­hym­nion) после каж­до­го сти­ха; канон, делив­ший­ся на 8—9 песен; каж­дая из них состо­я­ла из неболь­шо­го пес­но­пе­ния — ирмо­са и крат­ких частей — сти­хов, разде­ля­е­мых при­пе­ва­ми. Харак­тер­ное еще для 8 в. соеди­не­ние в одном лице функ­ций сочи­ни­те­ля гим­нов и ком­по­зи­то­ра в 9 в. посте­пен­но исчез­ло. Гим­но­гра­фы пере­кла­ды­ва­ли новые сти­хи на ста­рые мело­дии. После 1100 в визан­тий­ской музы­ке ста­ло замет­ным ближ­не­во­сточ­ное вли­я­ние. После заво­е­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми в 1453 визан­тий­ская музы­ка нашла бла­го­дат­ную поч­ву для сво­его раз­ви­тия на евро­пей­ском Восто­ке, преж­де все­го в Бол­га­рии и Рос­сии.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БАРБИТОС • КИФАРОДИЯ • АРСИС и ТЕСИС • ГИПОРХЕМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА