Словарь античности

АРХЕОЛОГИЯ (греч. нау­ка о древ­но­сти), отрасль нау­ки, изу­чаю­щая древ­ние куль­ту­ры на осно­ве веще­ст­вен­ных источ­ни­ков, к кото­рым отно­сят­ся остат­ки исто­ри­че­ских памят­ни­ков, обна­ру­жен­ных слу­чай­но или в ходе целе­на­прав­лен­ных поис­ков наход­ки. Исклю­ча­ют­ся из архео­ло­гии памят­ни­ки пись­мен­но­сти, про­из­веде­ния древ­ней лите­ра­ту­ры, моне­ты, меда­ли и печа­ти; их иссле­до­ва­ние состав­ля­ет пред­мет несколь­ких наук: эпи­гра­фи­ки, фило­ло­гии, палео­гра­фии, исто­рии лите­ра­ту­ры, нумиз­ма­ти­ки и сфра­ги­сти­ки, — играю­щих в архео­ло­гии вспо­мо­га­тель­ную роль. Пер­во­на­чаль­но архео­ло­ги­ей назы­ва­лась нау­ка о про­шлом (напри­мер, у Фукидида). Воз­ник­но­ве­ние клас­си­че­ской архео­ло­гии как нау­ки о веще­ст­вен­ных памят­ни­ках отно­сит­ся к эпо­хе Воз­рож­де­ния, когда воз­рос инте­рес к рим­ской и гре­че­ской древ­но­сти. С кон. 18 в. — начал. 19 в. про­яв­ля­ет­ся инте­рес к древним памят­ни­кам Егип­та, древ­не­го Ближ­не­го Восто­ка, Гре­ции, Малой Азии, Север­ной и Цен­траль­ной Евро­пы. Во 2-й пол. 19 в. начи­на­ют­ся рас­коп­ки в Трое, Олим­пии, Пер­га­ме и дру­гих местах. Одно­вре­мен­но в само­сто­я­тель­ный раздел архео­ло­гии выде­ля­ет­ся изу­че­ние пер­во­быт­ных куль­тур (архео­ло­гия как нау­ка о доис­то­ри­че­ских вре­ме­нах). Клас­си­че­ская архео­ло­гия, кото­рая разде­ли­лась на ближ­не­во­сточ­ную архео­ло­гию, восточ­но-ази­ат­скую архео­ло­гию, рим­скую архео­ло­гию, хри­сти­ан­скую архео­ло­гию, сред­не­ве­ко­вую архео­ло­гию и т. д., ори­ен­ти­ро­ва­лась на худо­же­ст­вен­но-науч­ный метод, осно­во­по­лож­ни­ком кото­ро­го являл­ся И. И. Вин­кель­ман (1717—1768). Если вна­ча­ле под вли­я­ни­ем Вин­кель­ма­на в цен­тре архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний нахо­ди­лись про­из­веде­ния искус­ства, рас­смат­ри­вае­мые пре­иму­ще­ст­вен­но с эсте­ти­че­ских пози­ций, то в кон. 19 в. начи­на­ют­ся иссле­до­ва­ния в обла­сти древ­ней архи­тек­ту­ры (Дёрп­фельд, Пух­ш­тейн, Коль­де­вей, Виганд). С уве­ли­че­ни­ем чис­ла собран­ных про­из­веде­ний углуб­ля­ет­ся и пере­смат­ри­ва­ет­ся клас­си­фи­ка­ция худо­же­ст­вен­ных сти­лей. В 20 в. в изу­че­нии антич­ной мате­ри­аль­ной и худо­же­ст­вен­ной куль­ту­ры все в боль­шей сте­пе­ни начи­на­ют учи­ты­вать­ся обще­ст­вен­ные сто­ро­ны того вре­ме­ни (поли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские и пр.). В насто­я­щее вре­мя в архео­ло­гии исполь­зу­ют­ся новей­шие тех­ни­че­ские дости­же­ния и мето­ды, напри­мер аэро­фото­съем­ка, фото­гра­фия в уль­тра­фи­о­ле­то­вых лучах. Как само­сто­я­тель­ное направ­ле­ние офор­ми­лась под­вод­ная архео­ло­гия.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛГЕБРА • АЛГОРИФМ • ЛАБОРАТОРИЯ • КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА