Словарь античности

АСКАНИЙ, или Юл, в гре­че­ско-рим­ской мифо­ло­гии сын Энея и Кре­усы. Бежал вме­сте с отцом из Трои и осно­вал в Ита­лии г. Аль­ба Лон­га. Его счи­та­ли леген­дар­ным родо­на­чаль­ни­ком рода Юли­ев (Цезарь, Август).

См. также:
АСКАНИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бегство Энея с престарелым Анхисом, слепым, согласно греческой версии мифа.
Рисунок метопы с Парфенона.
V в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом и малолетним сыном Асканием.
II в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель детского саркофага со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы).
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы): правая торцовая панель со сценой «Асканий охотится на кабана».
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом на плечах и малолетним сыном Асканием.
Фасад Дома Марка Фабия Улулитремула на улице Изобилия в Помпеях сразу после раскопок.
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Улулитремула (IX. 13. 5).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TEMPLVM DIV. AVG. REST. — фасад храма изображен с восемью колоннами на подиуме, две статуи стоят на лестнице во фронт; в центре сидят две фигуры (RIC: Божественный Август и Ливия), на фронтоне изображены неопределенные фигуры; на крыше, в центре — квадрига, по углам: слева — Ромул влево, держит копье и трофей, справа — Эней вправо, несет Анхиса и ведет Аскания.
В обрезе: COS. IIII
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 40—41 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 39—40 гг.
АВЕРС: C. CAESAR. DIVI. AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III. P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, стоящую фронтально на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
4. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS P. M. TR. POT. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА