Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АСКА́НИЙ

As­ca­nius, сын Энея и Кре­усы (Verg. A. 2, 666); рим­ляне назы­ва­ли его Iulus и счи­та­ли родо­на­чаль­ни­ком рода Юли­е­ва. По одним ска­за­ни­ям, он цар­ст­во­вал в Трое; по дру­гим — сопро­вож­дал отца в Ита­лию и после его смер­ти власт­во­вал над латин­ским горо­дом Al­ba lon­ga, кото­рый сам осно­вал. Liv. 1, 3. Ср. Aeneas. В неко­то­рых рас­ска­зах Аска­ний назы­ва­ет­ся сыном Лави­нии, а поэто­му яви­лось пред­по­ло­же­ние, что было два Аска­ния, и из них сын Кре­усы был стар­шим.

См. также:
АСКАНИЙ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 166.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом на плечах и малолетним сыном Асканием.
Фасад Дома Марка Фабия Улулитремула на улице Изобилия в Помпеях сразу после раскопок.
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Улулитремула (IX. 13. 5).
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бегство Энея с престарелым Анхисом, слепым, согласно греческой версии мифа.
Рисунок метопы с Парфенона.
V в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом и малолетним сыном Асканием.
II в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель детского саркофага со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы).
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы): правая торцовая панель со сценой «Асканий охотится на кабана».
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TEMPLVM DIV. AVG. REST. — фасад храма изображен с восемью колоннами на подиуме, две статуи стоят на лестнице во фронт; в центре сидят две фигуры (RIC: Божественный Август и Ливия), на фронтоне изображены неопределенные фигуры; на крыше, в центре — квадрига, по углам: слева — Ромул влево, держит копье и трофей, справа — Эней вправо, несет Анхиса и ведет Аскания.
В обрезе: COS. IIII
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 40—41 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 39—40 гг.
АВЕРС: C. CAESAR. DIVI. AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III. P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, стоящую фронтально на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
4. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS P. M. TR. POT. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА