АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron — звезда), в античности и средние века широко употреблявшийся термин для обозначения основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказательной науки о небесных телах и светилах. Толкование расположения звезд и планет восходит к обожествлению многими первобытными народами небесных светил и связанному с этим мифолого-магическому мышлению, коренившемуся в слаборазвитой социальной практике. Это мышление проецировало психические качества человека на природные явления и их взаимосвязи и отводило им место вышестоящих и потому божественных сил. Путем такой субъективизации внешний мир оказывался всего лишь расширенным внутренним миром человека. Поэтому человек осознавался как микрокосмос, как некое подобие Вселенной, где он повсюду, также и включая социальную сферу, находил родственное и чуждое. Считалось, что природа в целом пронизана сетью фантастических отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Каждое изменение в одном вызывает изменение в другом и побуждает к сочувствию (учение о симпатии). В эту систему включались также звезды, которых наделяли божественными свойствами и которые, как олицетворения небесных сил, обладали особым могуществом. Например, составным элементом вавилонской астральной религии, к которой восходит вся последующая астрология, было узнавание воли звезд по их расположению. Этот культ, помимо того что дал небесным светилам имена богов, наделил их способностью предвидения и другими свойствами, намного пережившими вместе с именами саму религию. Абсурдность этой «секуляризованной» астрологии заключалась в том, что, несмотря на применение астрономических инструментов, она оперировала знамениями как аксиомами, например, считалось, что Марс приносит несчастья, а Юпитер предвещает добро, в силу того что соответствующие вавилонские боги обладали такими свойствами. Систематизированная астрология у вавилонян отсутствовала. Их предсказания, бо́льшая часть которых сохранилась на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюдений за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменовали чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т. е. в то время еще не было индивидуальных гороскопов). В ранней и классической Греции астрология не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основанной им в 280 до н. э. астрологической школой на Косе. Ее влияние вместе с другими ориентальными астральными религиозными направлениями распространилось в эпоху Империи по всей ойкумене. Эти религии, как и вновь подхваченное философами-стоиками учение о симпатии с его фаталистическими выводами, способствовали расширению влияния халдейских теорий. Этнический термин «халдей» (которым обозначались часто вавилоняне), пришедший с Ближнего Востока, в античные времена стал профессиональным название астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н. э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый древний житель обращался к их услугам. Большим влиянием в эллинистическом Египте пользовались религиозно-астрологические труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н. э.) и ходившие по рукам книги, авторство которых приписывалось Гермесу Трисмегисту (1—