Словарь античности

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron — звезда), в антич­но­сти и сред­ние века широ­ко употреб­ляв­ший­ся тер­мин для обо­зна­че­ния осно­ван­ной на «вли­я­нии» рас­по­ло­же­ния звезд на зем­ные явле­ния пред­ска­за­тель­ной нау­ки о небес­ных телах и све­ти­лах. Тол­ко­ва­ние рас­по­ло­же­ния звезд и планет вос­хо­дит к обо­жест­вле­нию мно­ги­ми пер­во­быт­ны­ми наро­да­ми небес­ных све­тил и свя­зан­но­му с этим мифо­ло­го-маги­че­ско­му мыш­ле­нию, коре­нив­ше­му­ся в сла­бо­раз­ви­той соци­аль­ной прак­ти­ке. Это мыш­ле­ние про­еци­ро­ва­ло пси­хи­че­ские каче­ства чело­ве­ка на при­род­ные явле­ния и их вза­и­мо­свя­зи и отво­ди­ло им место выше­сто­я­щих и пото­му боже­ст­вен­ных сил. Путем такой субъ­ек­ти­ви­за­ции внеш­ний мир ока­зы­вал­ся все­го лишь рас­ши­рен­ным внут­рен­ним миром чело­ве­ка. Поэто­му чело­век осо­зна­вал­ся как мик­ро­кос­мос, как некое подо­бие Все­лен­ной, где он повсюду, так­же и вклю­чая соци­аль­ную сфе­ру, нахо­дил род­ст­вен­ное и чуж­дое. Счи­та­лось, что при­ро­да в целом про­ни­за­на сетью фан­та­сти­че­ских отно­ше­ний, постро­ен­ных на сим­па­ти­ях и анти­па­ти­ях. Каж­дое изме­не­ние в одном вызы­ва­ет изме­не­ние в дру­гом и побуж­да­ет к сочув­ст­вию (уче­ние о сим­па­тии). В эту систе­му вклю­ча­лись так­же звезды, кото­рых наде­ля­ли боже­ст­вен­ны­ми свой­ства­ми и кото­рые, как оли­це­тво­ре­ния небес­ных сил, обла­да­ли осо­бым могу­ще­ст­вом. Напри­мер, состав­ным эле­мен­том вави­лон­ской аст­раль­ной рели­гии, к кото­рой вос­хо­дит вся после­дую­щая аст­ро­ло­гия, было узна­ва­ние воли звезд по их рас­по­ло­же­нию. Этот культ, поми­мо того что дал небес­ным све­ти­лам име­на богов, наде­лил их спо­соб­но­стью пред­виде­ния и дру­ги­ми свой­ства­ми, намно­го пере­жив­ши­ми вме­сте с име­на­ми саму рели­гию. Абсурд­ность этой «секу­ля­ри­зо­ван­ной» аст­ро­ло­гии заклю­ча­лась в том, что, несмот­ря на при­ме­не­ние аст­ро­но­ми­че­ских инстру­мен­тов, она опе­ри­ро­ва­ла зна­ме­ни­я­ми как акси­о­ма­ми, напри­мер, счи­та­лось, что Марс при­но­сит несча­стья, а Юпи­тер пред­ве­ща­ет доб­ро, в силу того что соот­вет­ст­ву­ю­щие вави­лон­ские боги обла­да­ли таки­ми свой­ства­ми. Систе­ма­ти­зи­ро­ван­ная аст­ро­ло­гия у вави­ло­нян отсут­ст­во­ва­ла. Их пред­ска­за­ния, бо́льшая часть кото­рых сохра­ни­лась на гли­ня­ных таб­лич­ках в Нине­вии, сде­ла­ны на осно­ве наблюде­ний за Солн­цем, Луной и пятью пла­не­та­ми и зна­ме­но­ва­ли чуму, вой­ну и пр. Эти пред­ска­за­ния отно­си­лись либо ко всей стране, либо к одно­му царю (т. е. в то вре­мя еще не было инди­виду­аль­ных горо­ско­пов). В ран­ней и клас­си­че­ской Гре­ции аст­ро­ло­гия не при­зна­ва­лась. Ее побед­ное шест­вие в Гре­ции нача­лось в эпо­ху элли­низ­ма и было свя­за­но с Беро­сом из Вави­ло­на и осно­ван­ной им в 280 до н. э. аст­ро­ло­ги­че­ской шко­лой на Косе. Ее вли­я­ние вме­сте с дру­ги­ми ори­ен­таль­ны­ми аст­раль­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми направ­ле­ни­я­ми рас­про­стра­ни­лось в эпо­ху Импе­рии по всей ойку­мене. Эти рели­гии, как и вновь под­хва­чен­ное фило­со­фа­ми-сто­и­ка­ми уче­ние о сим­па­тии с его фата­ли­сти­че­ски­ми выво­да­ми, спо­соб­ст­во­ва­ли рас­ши­ре­нию вли­я­ния хал­дей­ских тео­рий. Этни­че­ский тер­мин «хал­дей» (кото­рым обо­зна­ча­лись часто вави­ло­няне), при­шед­ший с Ближ­не­го Восто­ка, в антич­ные вре­ме­на стал про­фес­сио­наль­ным назва­ние аст­ро­ло­гов. Изгнан­ные сна­ча­ла из Рима в 139 до н. э., они позд­нее при­об­ре­ли такую попу­ляр­ность, что чуть ли не каж­дый древ­ний житель обра­щал­ся к их услу­гам. Боль­шим вли­я­ни­ем в элли­ни­сти­че­ском Егип­те поль­зо­ва­лись рели­ги­оз­но-аст­ро­ло­ги­че­ские труды Нехеп­со-Пето­зи­ри­са (ок. 150 до н. э.) и ходив­шие по рукам кни­ги, автор­ство кото­рых при­пи­сы­ва­лось Гер­ме­су Три­с­ме­ги­сту (1—3 вв. н. э.). На них осно­вы­ва­лись позд­нее анто­ло­гии Вет­тия Вален­та (2 в. н. э.) и Фир­ми­ка Матер­на (ок. 335). Пто­ле­мей оха­рак­те­ри­зо­вал свой труд в 4 кни­гах (Tet­ra­bib­los) как науч­ный, хотя он, как позд­нее и Кеплер, осно­вы­вал­ся на аст­ро­ло­ги­че­ских прин­ци­пах. В этом труде аст­ро­ло­гия пред­ста­ет в систе­ма­ти­зи­ро­ван­ном виде и увя­зы­ва­ет­ся с мате­ма­ти­че­ской аст­ро­но­ми­ей, удо­вле­тво­ряя тем самым запро­сы обра­зо­ван­ных сло­ев обще­ства. Объ­ек­та­ми аст­ро­ло­гии, кро­ме комет и затме­ний, явля­лись пла­не­ты (так­же Солн­це и Луна), зоди­а­каль­ные созвездия с их раз­но­об­раз­ны­ми тол­ко­ва­ни­я­ми, состав­ляв­шие в сво­ей мно­го­гран­ной вза­и­мо­свя­зи осно­ву аст­ро­ло­ги­че­ских пред­ска­за­ний. Эти тол­ко­ва­ния отно­си­лись как к стра­нам в целом (уни­вер­саль­ная аст­ро­ло­гия), так и пред­став­ля­ли собой инди­виду­аль­ные горо­ско­пы, исхо­див­шие из рас­по­ло­же­ния све­тил в день рож­де­ния и пред­ска­зы­вав­шие судь­бу кон­крет­но­го чело­ве­ка (инди­виду­аль­ная аст­ро­ло­гия). Наряду с ними суще­ст­во­ва­ла так­же катар­халь­ная аст­ро­ло­гия (от греч. ka­tar­chein — начи­нать), пре­ем­ни­ца гре­че­ских ора­ку­лов, опре­де­ляв­шая наи­бо­лее бла­го­при­ят­ный момент для како­го-либо поли­ти­че­ско­го дей­ст­вия или част­но­го дела. В этой свя­зи Юве­нал высме­и­вал, напри­мер, испра­ши­ва­ние аст­ро­ло­ги­че­ско­го пред­ска­за­ния перед про­гул­кой, лече­ни­ем и т. д. Авзо­ний счи­тал, что ног­ти надо стричь в среду, в день Мер­ку­рия; боро­ду — в чет­верг, в день Юпи­те­ра; а воло­сы — в пят­ни­цу, в день Вене­ры. В этом яко­бы про­яв­ля­лась «власть планет над вре­ме­нем». Кто из богов-планет «пра­вил» пер­вым часом суток, тот давал имя и зна­ме­но­вал весь день (напри­мер, So­lis, Lu­nae, Mar­tis). Несмот­ря на про­ти­во­бор­ство с аст­ро­ло­ги­ей хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния и про­све­щен­ных мыс­ли­те­лей древ­но­сти, она ока­за­лась живу­чей, что под­твер­жда­ет неис­ся­кав­ший до сред­не­ве­ко­вья поток аст­ро­ло­ги­че­ских ком­мен­та­ри­ев и ано­ним­ных сочи­не­ний. Убеди­тель­ные аргу­мен­ты про­тив аст­ро­ло­гии были выдви­ну­ты Кар­не­а­дом ок. 160 до н. э.: раз­лич­ная судь­ба близ­не­цов, родив­ших­ся при одном и том же рас­по­ло­же­нии све­тил, и оди­на­ко­вая судь­ба потер­пев­ших кораб­ле­кру­ше­ние, родив­ших­ся при раз­ном рас­по­ло­же­нии звезд и т. д. В насто­я­щее вре­мя аст­ро­ло­гия как «пере­жи­ток мифо­ло­ги­че­ско­го обра­за мыш­ле­ния», отча­сти оправ­дан­но­го в усло­ви­ях нераз­ви­тых обще­ст­вен­ных отно­ше­ний, отвер­га­ет­ся совре­мен­ной нау­кой как лож­ное уче­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛГЕБРА • АЛГОРИФМ • ЛАБОРАТОРИЯ • КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА