Словарь античности

БЕГ, самый ран­ний вид лег­кой атле­ти­ки и дол­гое вре­мя един­ст­вен­ное состя­за­ние на Олим­пий­ских играх. Раз­ли­чал­ся бег на сле­дую­щие дистан­ции:
а) бег на 1 ста­дию (в Олим­пии = 192,27 м);
б) диа­у­лос — бег на 2 ста­дии (в Олим­пии = 384,54 м);
в) доли­хос — бег на длин­ные дистан­ции, т. е. на рас­сто­я­ние от 7 до 24 ста­дий;
г) «кон­ный», т. е. бег на 4 ста­дии (не был вклю­чен в про­грам­му Олим­пий­ских игр);
д) бег с ору­жи­ем (в Олим­пии на 2 ста­дии, в дру­гих местах — на 4 ста­дии); пер­во­на­чаль­но вои­ны бега­ли в пол­ном воору­же­нии, потом толь­ко со щитом, маль­чи­кам не раз­ре­ша­лось участ­во­вать в этом состя­за­нии;
е) эста­фет­ный бег с факе­лом (был вклю­чен в про­грам­му толь­ко Пана­фи­ней­ских игр).
При беге на сред­ние и длин­ные дистан­ции тре­бо­ва­лось про­бе­жать взад-впе­ред по бего­вой дорож­ке шири­ной при­мер­но 1,40 м с пово­ротом у финиш­ной стой­ки. О том, на каком высо­ком уровне нахо­дил­ся в эту эпо­ху этот вид лег­кой атле­ти­ки, свиде­тель­ст­ву­ет тот факт, что для бега на корот­кие дистан­ции была уста­нов­ле­на дли­на в 180—190 м, поз­во­ля­ю­щая раз­вить мак­си­маль­ную ско­рость.


Эста­фе­та с факе­лом (изо­бра­же­ние на кув­шине, 4 в. до н. э.).

Бегу­ны на корот­кие и длин­ные дистан­ции (изо­бра­же­ние на пана­фин­ской амфо­ре, 6 в. до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛЕЙПТ • «БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!» • ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ • АГИТАТОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Бегун в диаулосе.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из группы Боулас.
Глина. Конец V — начало IV вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Бегство человека в маске.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
4. КЕРАМИКА. Этрурия.
Ваза с бегущей фигурой.
Чернофигурная амфора.
Мастер группы Микали.
Глина. VI в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гоплитодром.
Бронза.
Тюбинген, Музей Тюбингенского университета.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Борьба в палестре.
Рельеф на цоколе статуи.
Мрамор. Конец VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Персей, убегающий с головой Медузы.
Краснофигурная гидрия. Аттика.
Приписывается Мастеру Пана (Beazley).
Глина.
Ок. 460 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Гоплитодром.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Два атлета; лампадедромия.
Кратер-колокол краснофигурный. Апулия.
Глина. 1-я пол. IV в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника.
Бронза.
475—450 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА