Словарь античности

БУРКХАРДТ Якоб (1818—1897), вид­ный бур­жу­аз­ный исто­рик в обла­сти куль­ту­ры, искус­ст­во­вед, про­фес­сор в Цюри­хе (1855) и Базе­ле (1858). Его про­из­веде­ние «Эпо­ха Кон­стан­ти­на Вели­ко­го» (1853) посвя­ще­но упад­ку антич­но­сти, вызван­но­му ее внут­рен­ним кри­зи­сом, а так­же про­бле­ме пре­ем­ст­вен­но­сти антич­ной куль­ту­ры в хри­сти­ан­стве. Как искус­ст­во­вед и исто­рик Бурк­хардт зани­мал­ся в основ­ном искус­ст­вом эпо­хи Воз­рож­де­ния в Ита­лии. После кон­чи­ны уче­но­го на осно­ва­нии кон­спек­тов его лек­ций в 1898—1902 были изда­ны 4 тома «Исто­рии гре­че­ской куль­ту­ры», ока­зав­шие замет­ное вли­я­ние на раз­ви­тие куль­тур­ной исто­рио­гра­фии. Хотя Бурк­хардт в сво­ем ана­ли­зе исто­рии как про­цес­са был сво­бо­ден от теле­о­ло­ги­че­ских воз­зре­ний, его куль­тур­но-исто­ри­че­ский обзор в лите­ра­тур­ной фор­ме дает более близ­кое к дей­ст­ви­тель­но­сти общее пред­став­ле­ние о гре­че­ской антич­но­сти, чем неогу­ма­низм. Под вли­я­ни­ем пес­си­миз­ма Шопен­гау­э­ра Бурк­хардт счи­тал исто­рию самой нена­уч­ной из всех наук («Раз­мыш­ле­ния о все­мир­ной исто­рии», 1905). Ниц­ше счи­тал Бурк­хард­та сво­им учи­те­лем.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БЛЮМНЕР • БОДЕ • БИЗЛИ • ВИНКЕЛЬМАН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА