Словарь античности

ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим (1717—1768), круп­ней­ший немец­кий искус­ст­во­вед, осно­ва­тель новой архео­ло­гии — искус­ст­во­вед­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ной. Вырос­ший в нуж­де Вин­кель­ман рано посвя­тил себя заня­ти­ям гре­че­ским язы­ком и лите­ра­ту­рой. В тече­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни он зани­мал­ся педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью, а в 1748 стал биб­лио­те­ка­рем гра­фа Бюнау в Нет­ни­це (близ Дрезде­на). Сов­мест­ная работа Вин­кель­ма­на с Бюнау над «Исто­ри­ей гер­ман­ских импе­ра­то­ров и гер­ман­ской импе­рии» дало Вин­кель­ма­ну выуч­ку исто­ри­ка. Решаю­щее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние нова­тор­ской тео­рии Вин­кель­ма­на ока­за­ло его зна­ком­ство с работа­ми по архео­ло­гии и тео­рии искус­ства и изу­че­ние худо­же­ст­вен­ных, преж­де все­го живо­пис­ных, собра­ний Дрезде­на. В напи­сан­ных в 1755 «Мыс­лях о под­ра­жа­нии гре­че­ским тво­ре­ни­ям в живо­пи­си и скульп­ту­ре» глу­бо­кие исто­ри­че­ские про­зре­ния Вин­кель­ма­на еще зате­ня­ют­ся гос­под­ст­ву­ю­щи­ми нор­ма­тив­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми. Тем не менее раз­ви­тая в этой рабо­те тео­рия под­ра­жа­ния снис­ка­ла Вин­кель­ма­ну сла­ву и ста­ла дог­мой клас­си­циз­ма. С 1755 Вин­кель­ман живет в Риме. Здесь он изу­ча­ет антич­ную скульп­ту­ру, его вдох­но­вен­ные «Опи­са­ния» ста­ли важ­ной вехой в исто­рии немец­кой клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры. В 1760 им был состав­лен капи­таль­ный ката­лог «Гем­мы покой­но­го баро­на Што­ша»; тем самым в руки иссле­до­ва­те­лей был дан метод точ­ной клас­си­фи­ка­ции и исчер­пы­ваю­щей интер­пре­та­ции. Имен­но зна­ком­ство с гем­ма­ми поз­во­ли­ло Вин­кель­ма­ну, не имев­ше­му в руках иных гре­че­ских под­лин­ни­ков, в глав­ном труде его жиз­ни, «Исто­рии искус­ства древ­но­сти» (1764), дать пер­вое систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние раз­ви­тия и сме­ны сти­лей антич­но­го искус­ства. Труд Вин­кель­ма­на «Неиз­дан­ные памят­ни­ки» («Mo­nu­men­ti ine­di­ti», 1767) послу­жил образ­цом для всех после­дую­щих пуб­ли­ка­ций архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков. В цен­тре искус­ст­во­вед­че­ской кон­цеп­ции Вин­кель­ма­на сто­ит образ чело­ве­ка в его обще­ст­вен­ном окру­же­нии. Воздей­ст­вие твор­че­ства Вин­кель­ма­на на лите­ра­ту­ру, искус­ство и фило­со­фию эпо­хи Про­све­ще­ния неоце­ни­мо.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БЛЮМНЕР • БОДЕ • БИЗЛИ • БУРКХАРДТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ионическая капитель с изображениями ящерицы и лягушки в волютах.
Мрамор.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, базилика Гонория III.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА