ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим (1717—1768), крупнейший немецкий искусствовед, основатель новой археологии — искусствоведчески ориентированной. Выросший в нужде Винкельман рано посвятил себя занятиям греческим языком и литературой. В течение некоторого времени он занимался педагогической деятельностью, а в 1748 стал библиотекарем графа Бюнау в Нетнице (близ Дрездена). Совместная работа Винкельмана с Бюнау над «Историей германских императоров и германской империи» дало Винкельману выучку историка. Решающее влияние на формирование новаторской теории Винкельмана оказало его знакомство с работами по археологии и теории искусства и изучение художественных, прежде всего живописных, собраний Дрездена. В написанных в 1755 «Мыслях о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» глубокие исторические прозрения Винкельмана еще затеняются господствующими нормативными представлениями. Тем не менее развитая в этой работе теория подражания снискала Винкельману славу и стала догмой классицизма. С 1755 Винкельман живет в Риме. Здесь он изучает античную скульптуру, его вдохновенные «Описания» стали важной вехой в истории немецкой классической литературы. В 1760 им был составлен капитальный каталог «Геммы покойного барона Штоша»; тем самым в руки исследователей был дан метод точной классификации и исчерпывающей интерпретации. Именно знакомство с геммами позволило Винкельману, не имевшему в руках иных греческих подлинников, в главном труде его жизни, «Истории искусства древности» (1764), дать первое систематическое изложение развития и смены стилей античного искусства. Труд Винкельмана «Неизданные памятники» («Monumenti inediti», 1767) послужил образцом для всех последующих публикаций археологических памятников. В центре искусствоведческой концепции Винкельмана стоит образ человека в его общественном окружении. Воздействие творчества Винкельмана на литературу, искусство и философию эпохи Просвещения неоценимо.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.