Словарь античности

ВЕСЫ. В антич­но­сти при­ме­ня­лись чашеч­ные весы с набо­ром гирь и рычаж­ные весы с пере­движ­ным гру­зом, шка­ла кото­рых поз­во­ля­ла непо­сред­ст­вен­но счи­ты­вать изме­ре­ния. В позд­не­ан­тич­ную эпо­ху рычаж­ные весы пре­вра­ти­лись в доволь­но точ­ный изме­ри­тель­ный инстру­мент за счет зна­чи­тель­но­го удли­не­ния рыча­га. Рас­коп­ка­ми обна­ру­жен набор мел­ких гирь 5 номи­на­лов (890, 370, 220, 170 и 50 мг) для чашеч­ных весов, исполь­зо­вав­ших­ся, веро­ят­но, в каче­стве апте­кар­ских или юве­лир­ных весов.


Рычаж­ные весы с пере­движ­ным гру­зом, при­ме­няв­ши­е­ся для гру­бо­го опре­де­ле­ния веса
(с рим­ско­го баре­лье­фа из Капуи, кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭПИГРАФЕИ, ЕПИГРАФЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры-ювелиры.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельефы с памятника Эврисака.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кайрос.
Мрамор.
Римская работа по оригиналу Лисиппа ок. 350—330 гг. до н. э.
Турин, Музей древностей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком.
Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. b).
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака. Рельеф фриза северной стороны.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака — северная сторона
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака. Рельеф фриза южной стороны.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кайрос.
Мраморный барельеф.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Немезида (?), одетая в гиматий, стоит, повернув голову влево, держит в правой руке весы, в левой — рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку, сзади у ног стоит колесо.
В правом поле: Ε.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 2-я мастерская, 246 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVGG. — Эквитас (Вечность), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит весы в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле внизу, слева и справа: S. C.
3. Антониниан, медь
Караузий
286—293 гг.
АВЕРС: IMP. C. CARAVSIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: MONETA AVG. — Монета стоит влево, весы в правой руке, рог изобилия в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучистом венце влево.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVG. — Эквитас стоит влево, держит в правой руке весы и в левой руке — рог изобилия.
5. Антониниан, медь
Карин
Рим, VII мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARINVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVGG. — Эквитас стоит влево, в правой руке держит весы, в левой — рог изобилия.
В обрезе: KAZ
6. Квадрант, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. — рука влево, держит весы с двумя чашами, между которыми надпись: P. N. R.
РЕВЕРС: PON. M. TR. P. IMP. COS. II
В центре, большими буквами: S. C.
7. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVG. — Эквитас стоит влево, держит в правой руке весы и в левой руке — рог изобилия.
В обрезе: H
8. Сестерций, бронза
Гордиан III
Рим, 240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AEQUITAS AVG. — Эквитас (Справедливость), в драпировке, стоит влево, держит весы в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Квадрант, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. — рука влево, держит весы с двумя чашами, между которыми надпись: P. N. R.
РЕВЕРС: PON. M. TR. P. IMP. P. P. COS. II
В центре, большими буквами: S. C.
10. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Эквитас (Справедливость) стоит вправо, держит весы и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА