Словарь античности

ВЕСЫ. В антич­но­сти при­ме­ня­лись чашеч­ные весы с набо­ром гирь и рычаж­ные весы с пере­движ­ным гру­зом, шка­ла кото­рых поз­во­ля­ла непо­сред­ст­вен­но счи­ты­вать изме­ре­ния. В позд­не­ан­тич­ную эпо­ху рычаж­ные весы пре­вра­ти­лись в доволь­но точ­ный изме­ри­тель­ный инстру­мент за счет зна­чи­тель­но­го удли­не­ния рыча­га. Рас­коп­ка­ми обна­ру­жен набор мел­ких гирь 5 номи­на­лов (890, 370, 220, 170 и 50 мг) для чашеч­ных весов, исполь­зо­вав­ших­ся, веро­ят­но, в каче­стве апте­кар­ских или юве­лир­ных весов.


Рычаж­ные весы с пере­движ­ным гру­зом, при­ме­няв­ши­е­ся для гру­бо­го опре­де­ле­ния веса
(с рим­ско­го баре­лье­фа из Капуи, кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ДАМОСИЯ • ДЕРАЙЯ, ДЕРАЙА • КУРИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кайрос.
Мрамор.
Римская работа по оригиналу Лисиппа ок. 350—330 гг. до н. э.
Турин, Музей древностей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельефы с памятника Эврисака.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кайрос.
Мраморный барельеф.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком.
Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. b).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры-ювелиры.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака. Рельеф фриза северной стороны.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака — северная сторона
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Эврисака. Рельеф фриза южной стороны.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Гробница Эврисака.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Немезида (?), одетая в гиматий, стоит, повернув голову влево, держит в правой руке весы, в левой — рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку, сзади у ног стоит колесо.
В правом поле: Ε.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 2-я мастерская, 246 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVGG. — Эквитас (Вечность), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит весы в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле внизу, слева и справа: S. C.
3. Антониниан, медь
Караузий
286—293 гг.
АВЕРС: IMP. C. CARAVSIVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: MONETA AVG. — Монета стоит влево, весы в правой руке, рог изобилия в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучистом венце влево.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVG. — Эквитас стоит влево, держит в правой руке весы и в левой руке — рог изобилия.
5. Антониниан, медь
Карин
Рим, VII мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARINVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVGG. — Эквитас стоит влево, в правой руке держит весы, в левой — рог изобилия.
В обрезе: KAZ
6. Квадрант, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. — рука влево, держит весы с двумя чашами, между которыми надпись: P. N. R.
РЕВЕРС: PON. M. TR. P. IMP. COS. II
В центре, большими буквами: S. C.
7. Сестерций, бронза
Гордиан III
Рим, 240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AEQUITAS AVG. — Эквитас (Справедливость), в драпировке, стоит влево, держит весы в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Квадрант, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. — рука влево, держит весы с двумя чашами, между которыми надпись: P. N. R.
РЕВЕРС: PON. M. TR. P. IMP. P. P. COS. II
В центре, большими буквами: S. C.
9. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Эквитас (Справедливость) стоит вправо, держит весы и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Асс, медь
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AEQVITAS AVGVST. — Эквитас (Справедливость), в драпировке, стоит влево, держит весы в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА