ВОДОЧЕРПАЛЬНОЕ КОЛЕСО. Согласно литературным и археологическим источникам, водочерпальное колесо появилось в сельском хозяйстве и горном деле во времена эллинизма, однако возможно, что оно имеет и более древнее происхождение. Так, уже при первых римских императорах были известны самые различные конструкции водочерпального колеса. Простейшая из них представляет собой водочерпальное колесо с 8—16 ведрами или ящиками, закрепленными в точках сцепления спицы с ободом. Из этих сосудов вода наверху выливалась, с определенными потерями, в желоб, расположенный сбоку; высота подъема была равна диаметру колеса. Боковой груз затруднял вращение и обусловливал помехи. Избавиться от них помогла конструкция, основанная на использовании пустого пространства между внешним и внутренним ободами колеса, где сбоку имелись отверстия для черпания воды. Это уменьшало также потери воды при выливании, т. к. скорость вращения водочерпального колеса была постоянной. С 3 в. до н. э. напор воды стал использоваться в качестве двигателя в водочерпальных системах, где ряд сосудов был укреплен на бесконечной цепи.
|
Слева: колесо с ручным приводом. Водочерпальные емкости расположены в ободе колеса, а сточный желоб находится сбоку (применялось на рудниках в Дакии).
Середина: ступенчатое колесо, приводившееся в движение человеком, переступавшим с одной перекладины на другую, причем водочерпальные емкости находились сбоку (по Витрувию).
Справа: водоподьемное самодвижущееся колесо, по Филону, ок. 230 до н. э., реконструкция Х. Вильсдорфа. Колесо с ложковидными лопастями (1), вращающее нижний барабан (2), жестко соединенный цепью (4) с верхним барабаном (3). На цепи укреплены ведра. При движении вверх (5) они наполнялись водой, которая выливалась в сточный желоб (7), находившийся в верхней точке устройства. Т. о., вниз ведра двигались пустыми (6), чтобы вновь зачерпнуть воду из реки (8)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.