Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕЛУ́БР, СВЯТИЛИЩЕ

Delūbrum (lue­re), соб­ст­вен­но место искуп­ле­ния или очи­ще­ния, храм, в осо­бен­но­сти тихое, свя­щен­ное жили­ще богов, а пото­му, как ναός у гре­ков, место, где сто­ял кумир и при­над­ле­жа­щий к нему жерт­вен­ник. Древ­ние объ­яс­ня­ют это назва­ние весь­ма раз­лич­ным обра­зом. Mac­rob. Sat. 3, 4, 1.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 380.
См. по теме: ДОР • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ДЕИФОБА • ДЕЙНО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Храм Зевса.

Олимпия.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Борьба между Аполлоном и Гераклом за дельфийский треножник.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Северный зал.
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Храм Афины в Дельфах, т. н. «Толос».
2-я пол. V в. до н. э.
Дельфы.
5. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Святилище Афродиты: трехмерная реконструкция.
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Теменос здания позднего бронзового века.
Около 1200 г. до н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Остатки здания позднего бронзового века.
Около 1200 г. до н. э.
Кипр.
Куклия (Палеопафос), Храм Афродиты.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пейзаж.
Фреска из Геркуланума (вилла Папирусов).
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сельская часовня сацеллум.
Фреска из Геркуланума (Вилла Папирусов).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Курос.
Островной мрамор.
Ок. 520 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C.
Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига).
Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
2. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
3. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА