Словарь античности

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. Уро­вень раз­ви­тия воен­ной тех­ни­ки в Древ­ней Гре­ции в неко­то­рой сте­пе­ни зави­сел от дости­же­ний в этой обла­сти враж­деб­ных ей государств. Гре­ки тща­тель­но изу­ча­ли воен­но-тех­ни­че­ские сред­ства пер­сов, фини­кий­цев и кар­фа­ге­нян. Боль­шой вклад в раз­ви­тие воен­ной тех­ни­ки внес­ли спар­тан­цы, кото­рые в 429 до н. э. при оса­де Пла­тей жгли серу, чтобы полу­чить пора­жаю­щий дыха­тель­ные пути сер­ни­стый ангид­рид. Через 5 лет в бит­ве при Делии для выбра­сы­ва­ния зажи­га­тель­но­го соста­ва уже при­ме­ня­ли про­стей­шее мета­тель­ное устрой­ство. Когда выса­див­ши­е­ся на Сици­лии в 407 до н. э. кар­фа­ге­няне исполь­зо­ва­ли осад­ную тех­ни­ку — пере­движ­ную баш­ню и таран, гре­ки при­ме­ни­ли мета­тель­ный аппа­рат, пре­вос­хо­див­ший лук в даль­но­сти мета­ния стрел. Натя­ги­ва­ние тети­вы и выст­рел из него про­из­во­ди­лись авто­ма­ти­че­ски посред­ст­вом цепи, при­во­див­шей­ся в дви­же­ние вра­ще­ни­ем руко­ят­ки. Широ­кое при­ме­не­ние воен­ных машин, озна­ме­но­вав­шее новый этап в раз­ви­тии воен­ной тех­ни­ки, нача­лось ок. 400 до н. э., т. е. после при­хо­да к вла­сти в Сира­ку­зах Дио­ни­сия Стар­ше­го. При­мер­но сто­ле­тие спу­стя выяви­лась потреб­ность в науч­ном обос­но­ва­нии это­го про­цес­са. Появи­лась спе­ци­аль­ная лите­ра­ту­ра, частич­но сохра­нив­ша­я­ся. Мож­но пред­по­ло­жить, что Дио­ни­сий при­гла­шал меха­ни­ков для созда­ния меха­низ­мов, пред­на­зна­чен­ных для обо­ро­ны. Так, Зопир Тарент­ский изо­брел гаст­ра­фет — мета­тель­ное орудие, при натя­ги­ва­нии тети­вы кото­ро­го мож­но было исполь­зо­вать силу все­го тела, а не толь­ко рук; лег­кий гаст­ра­фет при­ме­нял­ся пре­иму­ще­ст­вен­но на охо­те. Были изо­бре­те­ны и полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние евти­то­ны, а теря­ю­щая под воздей­ст­ви­ем вла­ги свою упру­гость тети­ва из жил была заме­не­на эла­стич­ной брон­зо­вой пла­стин­кой, изготов­ляв­шей­ся из спе­ци­аль­но­го спла­ва, содер­жав­ше­го толь­ко 3% оло­ва. Осо­бен­но зна­чи­тель­ных успе­хов гре­ки достиг­ли в созда­нии мета­тель­но­го аппа­ра­та, при­во­ди­мо­го в дви­же­ние рукой (монан­кон, онагр, бал­ли­ста). Он состо­ял из боль­шой рамы, внут­ри кото­рой был натя­нут кру­че­ный канат из несколь­ких пуч­ков сухо­жи­лий или волос живот­ных. Встав­лен­ный в этот пучок рычаг посред­ст­вом осо­бо­го при­спо­соб­ле­ния оття­ги­ва­ли вниз; к кон­цу рыча­га обыч­но под­ве­ши­ва­лась пра­ща с кам­нем. Канат при отда­че с силой выпрям­лял­ся, и камень от рез­ко­го толч­ка выбра­сы­вал­ся из пра­щи. Эта мета­тель­ная маши­на посы­ла­ла ядра мас­сой 2 кг на рас­сто­я­ние в 350 м; после неод­но­крат­ных усо­вер­шен­ст­во­ва­ний с ее помо­щью мож­но было на корот­кое рас­сто­я­ние мет­нуть ядро мас­сой до 26 кг. Ядро изготов­ля­лось из кам­ня, свин­ца, гли­ны, гли­ня­ные ядра напол­ня­лись зажи­га­тель­ной сме­сью. Мета­тель­ная маши­на навес­но­го дей­ст­вия (ката­пуль­та) по сво­е­му устрой­ству была близ­ка луку. Она пред­став­ля­ла собой дере­вян­ную ста­ни­ну с укреп­лен­ны­ми по бокам пуч­ка­ми скру­чен­ных сухо­жи­лий, в кото­рую встав­лял­ся бое­вой желоб для уклад­ки ядра или тяже­лой стре­лы. При заря­жа­нии бое­вой желоб оття­ги­вал­ся воротом, скру­чи­вая сухо­жи­лия, и затем про­из­во­дил­ся выст­рел. С помо­щью этой воен­ной маши­ны мож­но было лег­ко и быст­ро пора­зить наме­чен­ную цель; после неко­то­рых изме­не­ний в кон­струк­ции она про­из­во­ди­ла мета­ние сра­зу несколь­ких стрел; стрель­ба из ката­пуль­ты мог­ла вестись почти непре­рыв­но. Пущен­ная из нее стре­ла дли­ной 70—90 см лете­ла ок. 200 м и про­би­ва­ла щит, делав­ший­ся из желе­за (3 мм) и дере­ва (25 мм), обтя­ги­вав­ший­ся одним или несколь­ки­ми сло­я­ми кожи. Сле­ду­ет назвать так­же создан­ные Кте­си­би­ем мета­тель­ные маши­ны, дей­ст­во­вав­шие силой сжа­то­го возду­ха. Общее коли­че­ство воен­но-меха­ни­че­ских устройств в неко­то­рых государ­ствах антич­но­го мира вре­ме­на­ми было весь­ма вели­ко. После раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на в 146 до н. э. в руках у рим­лян ока­за­лось 2000 воен­ных машин; рим­ские вой­ска под коман­до­ва­ни­ем Сци­пи­о­на после взя­тия Ново­го Кар­фа­ге­на в 208 до н. э. захва­ти­ли 120 боль­ших и 281 малую ката­пуль­ты, 23 боль­шие и 51 малую бал­ли­сты, а так­же мно­же­ство неболь­ших машин для мета­ния кам­ней («скор­пи­о­ны»). Стре­мясь защи­тить вои­нов от мета­тель­ных сна­рядов, гре­ки усо­вер­шен­ст­во­ва­ли пан­цирь вои­нов и уве­ли­чи­ли высоту кре­пост­ных стен. В пери­од войн Алек­сандра Македон­ско­го гре­ки заим­ст­во­ва­ли у пер­сов при­е­мы оса­ды и штур­ма кре­по­стей с при­ме­не­ни­ем пере­движ­ных башен и тара­нов. При оса­де Тира в 331 до н. э. была исполь­зо­ва­на соору­жен­ная Диа­дом пере­движ­ная баш­ня-геле­по­ла, дости­гав­шая 50 м в высоту и снаб­жен­ная спе­ци­аль­ны­ми покры­ти­я­ми. Она была постав­ле­на на кат­ки с коле­са­ми, обо­рудо­ва­на мно­го­чис­лен­ны­ми рыча­га­ми. Начи­ная, види­мо, с 300 до н. э. гре­ки уже не под­ве­ши­ва­ли к ней таран, а ста­ви­ли его на коле­са. Это поз­во­ля­ло мето­дич­но нано­сить уда­ры по кре­пост­ным сте­нам. Кро­ме того, отдель­ные части дере­вян­ных геле­пол оби­ва­лись для проч­но­сти метал­лом. Гре­ки внес­ли зна­чи­тель­ные изме­не­ния в кон­струк­цию этой пере­движ­ной баш­ни и уста­но­ви­ли на ней мета­тель­ные аппа­ра­ты. Они так­же обо­рудо­ва­ли ее выдвиж­ны­ми штур­мо­вы­ми лест­ни­ца­ми. Рим­ляне широ­ко исполь­зо­ва­ли эти дости­же­ния гре­че­ской воен­ной тех­ни­ки, как, впро­чем, и более древ­ние воен­но-тех­ни­че­ские изо­бре­те­ния: таран, захва­ты­ваю­щий крюк, штур­мо­вые лест­ни­цы и контр­ми­ны. При под­хо­де к укреп­ле­ни­ям ата­ку­ю­щие при­ме­ня­ли так­же «чере­па­ху» — навес с подвиж­ны­ми и пере­нос­ны­ми щита­ми. Сред­ст­вом сиг­наль­ной свя­зи явля­лась раз­ра­ботан­ная Поли­би­ем све­то­вая сиг­на­ли­за­ция с помо­щью зажжен­ных кост­ров. Быст­рая пере­да­ча сооб­ще­ний обес­пе­чи­ва­лась с помо­щью кода. Наи­бо­лее эффек­тив­ные резуль­та­ты дало при­ме­не­ние двух сосудов оди­на­ко­вой фор­мы (исполь­зо­ва­ние прин­ци­па водя­ных часов — клеп­сид­ры). На каж­дой стан­ции сто­я­ли сосуды с тру­боч­кой, через кото­рую быст­ро выли­ва­лась вода. В них пла­ва­ли поплав­ки, дви­же­ние кото­рых пере­да­ва­лось ука­за­те­лю. О том, что вода нача­ла посту­пать в сосуд или, наобо­рот, вытек­ла из него, сооб­ща­лось с помо­щью услов­ных обо­зна­че­ний (зажжен­ный костер, дымо­вой сиг­нал) на боль­шие рас­сто­я­ния в пре­де­лах пря­мой види­мо­сти. Рим­ляне не внес­ли каких-либо прин­ци­пи­аль­ных нов­шеств в раз­ви­тие воен­ной тех­ни­ки, но рас­ши­ри­ли сфе­ру ее при­ме­не­ния. Облег­чен­ные образ­цы мета­тель­ных машин уста­нав­ли­ва­лись на спе­ци­аль­ных тележ­ках для исполь­зо­ва­ния их в поле­вом бою. Каж­до­му так­ти­че­ско­му под­разде­ле­нию рим­ской армии были при­да­ны несколь­ко воен­ных спе­ци­а­ли­стов, зани­мав­ших­ся так­же реше­ни­ем ряда обыч­ных инже­нер­ных задач (стро­и­тель­ство дорог, про­веде­ние под­зем­ных работ, соору­же­ние мостов). Поэто­му к дости­же­ни­ям воен­ной тех­ни­ки сле­ду­ет отне­сти как постро­ен­ный вой­ска­ми Юлия Цеза­ря свай­ный мост через р. Рейн, так и водо­про­вод­ный тон­нель дли­ной в 1 км близ Саль­ды (Бужи) в Север­ной Афри­ке. Наряду с обыч­ным кора­бель­ным тара­ном для мор­ско­го боя рим­ляне созда­ли абор­даж­ный мостик и спе­ци­аль­ные крю­чья для сры­ва­ния кана­тов и пару­сов.


Пере­нос­ной огне­мет с при­спо­соб­ле­ни­ем для нагне­та­ния возду­ха:
1 — жер­ло соб­ст­вен­но огне­вой труб­ки, 2 — жаров­ня, 3 — заслон­ка для откло­не­ния воздуш­ной струи, 4 — колес­ная тележ­ка с двой­ным коле­сом при боль­шой длине дере­вян­ной труб­ки, 5 — дере­вян­ная труб­ка для пода­чи воздуш­ной струи, скреп­лен­ная желез­ны­ми обру­ча­ми, 6 — пред­о­хра­ни­тель­ный щит для работаю­щих у мехов, 7 — мехи, 8 — руко­ят­ки мехов.

Бое­вая колес­ни­ца вре­мен Синахе­ри­ба с козырь­ком для коман­ди­ра и углуб­лен­ной плат­фор­мой для стрел­ков, снаб­жен­ная длин­ным древ­ком с копье­вид­ным нако­неч­ни­ком, дви­жу­ща­я­ся по насти­лу. Фрон­таль­ную часть колес­ни­цы, уяз­ви­мую для горя­щих мета­тель­ных сна­рядов, сма­чи­вал помощ­ник, исполь­зуя ковш с длин­ной руч­кой. С боков колес­ни­цу защи­ща­ли кожа­ные покры­ва­ла, засте­ги­вав­ши­е­ся при помо­щи систе­мы петель и стер­жень­ков.

Пере­д­ний план: шести­ко­лес­ный таран с дву­мя удар­ны­ми штан­га­ми; в верх­ней части — смот­ро­вые окна команд­но­го пунк­та (бое­вая руб­ка).
Зад­ний план: осад­ная баш­ня с тре­мя удар­ны­ми штан­га­ми; на верх­ней пло­щад­ке луч­ник в латах и мета­тель сна­рядов со щитом в левой руке, послед­ний при­кры­ва­ет обо­их (рельеф при­бли­зи­тель­но 850 до н. э. из Нине­вии)

Мета­тель­ное орудие типа «онагр»:
1 — плат­фор­ма на поло­зьях; 2 — упор; 3 — упру­гий валик; 4 — бро­саю­щий рычаг; 5 — пра­ща для кам­ней; 6 — пучок жил; 7 — устрой­ство для под­тя­ги­ва­ния скру­чен­ных жил; 8 — ворот для опус­ка­ния (натя­ги­ва­ния) бро­саю­ще­го рыча­га, закреп­ля­е­мо­го за верев­ку; 9 — спус­ко­вой меха­низм, осво­бож­даю­щий бро­саю­щий рычаг из само­го край­не­го поло­же­ния, в кото­рое его при­во­дит ворот (при уда­ре рыча­га о валик камень летит в направ­ле­нии цели).

Орудие для стрель­бы по образ­цу арба­ле­та (по Фило­ну).
Вид сбо­ку и свер­ху:
1 — направ­ля­ю­щая план­ка со шпон­кой в фор­ме «ласточ­ки­на хво­ста»; 2 — паз для стре­лы и стре­ла в направ­лен­ной план­ке; 3 — пучок скру­чен­ных жил (спра­ва и сле­ва); в каж­дый пучок встав­лен рычаг натя­же­ния (4); 4 — рычаг в отпу­щен­ном поло­же­нии; 4′ — в поло­же­нии натя­же­ния; 5 — тети­ва в отпу­щен­ном поло­же­нии; 5′ — в поло­же­нии натя­же­ния; 6 — ствол орудия, в кото­ром выре­зан паз в фор­ме «ласточ­ки­на хво­ста»; в пазу дви­жет­ся план­ка со шпон­кой соот­вет­ст­ву­ю­щей фор­мы; 7 — рас­по­ло­жен­ные на ста­нине орудия спра­ва и сле­ва зуб­ча­тые рей­ки, с кото­ры­ми вхо­дит в зацеп­ле­ние защел­ка направ­ля­ю­щей план­ки при воз­вра­ще­нии послед­ней в исход­ное поло­же­ние с помо­щью кана­та; (9) канат при­вя­зан к оде­то­му на тети­ву двой­но­му зуб­цу (8); 8 — двой­ной зубец; 9 — канат, нама­ты­вае­мый на вал ворота (10), когда рыча­ги натя­же­ния (4) посред­ст­вом оття­ги­ва­ния тети­вы (5) при­во­дят­ся в поло­же­ние натя­же­ния; 10 — ворот; 11 — спус­ко­вой меха­низм, кото­рый под­ни­ма­ет защел­ку, свя­зан­ную с зуб­ца­ми таким обра­зом, что удер­жи­вае­мая ими тети­ва осво­бож­да­ет­ся, направ­ля­ю­щая план­ка полу­ча­ет посту­па­тель­ное дви­же­ние и стре­ла летит в направ­ле­нии цели; 12 — под­став­ка орудия (кон­струк­ция из дере­вян­ных брусьев); 13 — пере­движ­ная руко­ять для изме­не­ния тра­ек­то­рии поле­та; 14 — регу­ли­ру­е­мая опо­ра для изме­не­ния гори­зон­таль­но­го угла (для при­це­ли­ва­ния) при уста­нов­ке орудия.

«Чере­па­ха». Состав­ля­лась из под­ня­тых вверх щитов при штур­ме бре­ши в стене.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ДЕЗЕРТИР • ДОРИФОРЫ • ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Театральная комедийная маска, предметы культа Диониса и пинак с морской битвой.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:10) осадной башни.

Рим, Музей Римской культуры.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Театральная маска, предметы культа Диониса и пинак с морской битвой.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Театральная маска, предметы культа Диониса и пинак с морской битвой.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. МОЗАИКА. Греция.
Леопард из северного портика.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Осада Вероны (obsidio).
Рельеф фриза южной стороны арки (т. н. фриз Константина).
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением триремы.
Мелкозернистый белый мрамор с серыми прожилками.
Последняя треть I в. до н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Правая панель со стороны Форума.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Правая панель со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами осады Трои (фронтальная панель)
Проконнесский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 19 г. до н.э.
АВЕРС: Q. RVSTIVS FORTVNAE ANTIAT. (Quintus Rustius. Fortunae Antiates) — обращенные вправо парные драпированные бюсты Фортуны Победительницы, в шлеме и держащей патеру, и Фортуны Счастливой, в стефане; бюсты помещены на таран, на обоих концах которого по бараньей голове.
РЕВЕРС: CAESARI AVGVSTO — в центре украшенный алтарь, на нем надпись: FOR. RE. (Fortunae reduci).
В обрезе: EX S. C. (ex senatus consulto).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА