Словарь античности

ВОЗВЫШЕННОЕ (греч. hyp­sos, лат. sub­li­mi­tas). В тео­рии антич­ной лите­ра­ту­ры и искус­ства поня­тие воз­вы­шен­но­го при­рав­ни­ва­лось к поня­тию пре­крас­но­го, посколь­ку обо­им при­су­щи внут­рен­нее бла­го­род­ство, серь­ез­ность, вели­чие поведе­ния и обра­за мыс­лей. В создан­ном в 1 в. гре­че­ском сочи­не­нии Псев­до-Лон­ги­на «О Воз­вы­шен­ном» (автор кон­ста­ти­ру­ет упа­док совре­мен­но­го ему крас­но­ре­чия, не каса­ясь обще­ст­вен­ных при­чин это­го явле­ния, высту­па­ет про­тив бес­страст­но­сти и пустой напы­щен­но­сти) воз­вы­шен­ное пони­ма­ет­ся иде­а­ли­сти­че­ски интро­вер­ти­ро­ван­ным. Оно при­над­ле­жит веч­но­сти, свя­зы­ва­ет чело­ве­ка с боже­ст­вен­ным в душев­ном взле­те, пре­одоле­ва­ет рас­судок. Воз­вы­шен­ное ско­рее вооду­шев­ля­ет, чем убеж­да­ет. Внут­рен­ний подъ­ем в чело­ве­ке соот­вет­ст­ву­ет воз­вы­шен­но­му в при­ро­де и ее отра­же­нию в клас­си­че­ских образ­цах поэ­зии и сло­вес­но­сти.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АРХЕТИП • БИЛИНГВА • КЛАССИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА