Словарь античности

КЛАССИКА (от лат. clas­si­cus — пер­во­класс­ный, образ­цо­вый). Обо­зна­че­ние исто­ри­че­ской эпо­хи, а так­же опре­де­лен­ной эсте­ти­че­ской нор­мы. Еще Авл Гел­лий (2 в. н. э.) обо­зна­чал этим сло­вом нечто образ­цо­вое, высо­ко­класс­ное в лите­ра­тур­ных про­из­веде­ни­ях. Уже в элли­ни­сти­че­ское вре­мя дости­же­ния пред­ше­ст­ву­ю­щей эпо­хи (5—4 вв. до н. э., теперь ее при­ня­то назы­вать клас­си­че­ской) вос­при­ни­ма­лись как некий обра­зец. Про­из­веде­ния искус­ства и сло­вес­но­сти все боль­ше кано­ни­зи­ро­ва­лись и все чаще вос­про­из­во­ди­лись. В цен­тре вни­ма­ния нахо­ди­лись про­из­веде­ния высо­кой клас­си­ки (3-я чет­верть 5 в. до н. э.; вре­мя созда­ния Пар­фе­но­на), позд­ней (послед­няя чет­верть 5 в. до н. э.) и ран­ней клас­си­ки (2-я чет­верть), а так­же 4 в. до н. э. Харак­тер­ной чер­той изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства и архи­тек­ту­ры клас­си­че­ской эпо­хи явля­ет­ся пон­де­ра­ция, т. е. сба­лан­си­ро­ван­ность сил, дей­ст­ву­ю­щих внут­ри худо­же­ст­вен­ной систе­мы (архи­тек­ту­ры, пла­сти­ки, мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций), обра­зо­ван­ной само­сто­я­тель­ны­ми эле­мен­та­ми. Этот худо­же­ст­вен­ный прин­цип отра­зил рав­но­ве­сие раз­лич­ных сло­ев пол­но­прав­ных граж­дан в жиз­ни демо­кра­ти­че­ских поли­сов. Те же прин­ци­пы дей­ст­во­ва­ли в лите­ра­ту­ре, спе­ци­фи­че­ски отра­жаю­щей струк­ту­ру обще­ства, напри­мер в атти­че­ской тра­гедии, где ведут­ся поис­ки рав­но­ве­сия — осо­бен­но нару­шен­но­го ката­клиз­мом — меж­ду инди­виду­аль­ным и обще­ст­вен­ным, соб­ст­вен­ным и кол­лек­тив­ным, рацио­наль­ным и ирра­цио­наль­ным. Обра­ще­ние к клас­си­че­ским образ­цам уже в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху (3—1 вв. до н. э.) при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию клас­си­ци­сти­че­ских, эклек­ти­че­ских тече­ний (напри­мер, неоат­ти­цизм). Толь­ко в эпо­ху ран­ней Рим­ской импе­рии обра­ще­ние к клас­си­че­ско­му наследию созда­ло воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния целой стиле­вой эпо­хи, в кото­рой ска­за­лась пере­ори­ен­та­ция в обще­ст­вен­ной жиз­ни. «Золотая латынь» (Вер­ги­лий, Гора­ций, Овидий) явля­ет­ся таким же свиде­тель­ст­вом это­го про­цес­са, как и «золо­той век» в искус­стве, назы­вае­мый обык­но­вен­но веком Авгу­ста. В эпо­ху Рим­ской импе­рии клас­си­ци­сти­че­ские тече­ния при­об­ре­та­ли все боль­шую цен­ность и эпо­халь­ную зна­чи­мость (напри­мер, тро­я­нов­ско-адри­а­нов­ский клас­си­цизм), что соот­вет­ст­во­ва­ло изме­не­ни­ям, про­ис­хо­див­шим в обще­стве, и обра­ще­нию обще­ства к клас­си­ке и клас­си­циз­му. Фран­цуз­ский гума­нист Г. Буде (умер в 1540) начал отде­лять клас­си­че­скую гре­че­скую и рим­скую древ­ность от сред­не­ве­ко­вья. В эпо­ху Воз­рож­де­ния тер­ми­ны «клас­си­ка», «клас­си­че­ский» употреб­ля­лись по отно­ше­нию к антич­ной поэ­зии и антич­но­му искус­ству, а так­же к про­из­веде­ни­ям искус­ства, достой­ным под­ра­жа­ния. Подоб­ное содер­жа­ние вкла­ды­вал в поня­тие «клас­си­ка» и Вин­кель­ман, вос­хи­щав­ший­ся «бла­го­род­ной про­стотой и без­молв­ным вели­чи­ем» в жиз­ни и искус­стве гре­ков и ста­вив­ший эту про­стоту и вели­чие в при­мер поэтам, пред­ста­ви­те­лям рас­ту­щей бур­жу­а­зии. Позд­нее объ­ем поня­тия, сто­я­ще­го за тер­ми­ном «клас­си­ка», рас­ши­рил­ся; клас­си­кой ста­ли назы­вать глав­ным обра­зом наи­бо­лее зна­чи­мые куль­тур­ные дости­же­ния наро­да; так поня­тие «клас­си­ка» отож­де­ст­ви­лось с поня­ти­ем «нор­ма». В англий­ском и фран­цуз­ском искус­стве «клас­си­че­ским» счи­та­ет­ся 17 в., в то вре­мя как в Гер­ма­нии бур­жу­аз­ная куль­ту­ра дости­га­ет сво­их вер­шин в 18 в., осо­бен­но во вре­ме­на Гёте. Богат­ство антич­ных идей и форм посто­ян­но под­вер­га­лось кри­ти­че­ско­му ана­ли­зу, часто имев­ше­му все­об­щий харак­тер; так рож­да­лись лите­ра­тур­ные шедев­ры и тео­рия искус­ства, в кото­рых вопло­ща­лись идеи про­грес­сив­ной части ста­но­вя­щей­ся бур­жу­а­зии (дея­тель­ность поэтов и фило­со­фов: Гер­де­ра, Клоп­што­ка, Вилан­да, Лес­син­га, бра­тьев Гум­больд­тов, бра­тьев Шле­ге­лей, Гёль­дер­ли­на, Геге­ля, Шел­лин­га, осо­бая роль при­над­ле­жит Гёте и Шил­ле­ру, а так­же само­му Вин­кель­ма­ну, сто­я­ще­му у исто­ков всей этой дея­тель­но­сти). В их трудах, содер­жа­тель­но и фор­маль­но сле­до­вав­ших за антич­но­стью, но при этом удо­вле­тво­ряв­ших эсте­ти­че­ским тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ля­е­мым клас­си­ка­ми к худо­же­ст­вен­но­му про­из­веде­нию, был сфор­ми­ро­ван иде­ал чело­ве­ка, сво­бод­но рас­кры­ваю­ще­го свои воз­мож­но­сти в спо­ре с окру­жаю­щим миром. Воз­вра­ще­ние твор­че­ской мыс­ли к антич­но­му наследию все­гда было свя­за­но с эпо­ха­ми под­лин­но­го обще­ст­вен­но­го про­грес­са.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВОЗВЫШЕННОЕ • АРХЕТИП • БИЛИНГВА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА