КЛАССИКА (от лат. classicus — первоклассный, образцовый). Обозначение исторической эпохи, а также определенной эстетической нормы. Еще Авл Геллий (2 в. н. э.) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в литературных произведениях. Уже в эллинистическое время достижения предшествующей эпохи (5—4 вв. до н. э., теперь ее принято называть классической) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности все больше канонизировались и все чаще воспроизводились. В центре внимания находились произведения высокой классики (3-я четверть 5 в. до н. э.; время создания Парфенона), поздней (последняя четверть 5 в. до н. э.) и ранней классики (2-я четверть), а также 4 в. до н. э. Характерной чертой изобразительного искусства и архитектуры классической эпохи является пондерация, т. е. сбалансированность сил, действующих внутри художественной системы (архитектуры, пластики, многофигурных композиций), образованной самостоятельными элементами. Этот художественный принцип отразил равновесие различных слоев полноправных граждан в жизни демократических полисов. Те же принципы действовали в литературе, специфически отражающей структуру общества, например в аттической трагедии, где ведутся поиски равновесия — особенно нарушенного катаклизмом — между индивидуальным и общественным, собственным и коллективным, рациональным и иррациональным. Обращение к классическим образцам уже в эллинистическую эпоху (3—1 вв. до н. э.) приводит к формированию классицистических, эклектических течений (например, неоаттицизм). Только в эпоху ранней Римской империи обращение к классическому наследию создало возможность формирования целой стилевой эпохи, в которой сказалась переориентация в общественной жизни. «Золотая латынь» (Вергилий, Гораций, Овидий) является таким же свидетельством этого процесса, как и «золотой век» в искусстве, называемый обыкновенно веком Августа. В эпоху Римской империи классицистические течения приобретали все большую ценность и эпохальную значимость (например, трояновско-адриановский классицизм), что соответствовало изменениям, происходившим в обществе, и обращению общества к классике и классицизму. Французский гуманист Г. Буде (умер в 1540) начал отделять классическую греческую и римскую древность от средневековья. В эпоху Возрождения термины «классика», «классический» употреблялись по отношению к античной поэзии и античному искусству, а также к произведениям искусства, достойным подражания. Подобное содержание вкладывал в понятие «классика» и Винкельман, восхищавшийся «благородной простотой и безмолвным величием» в жизни и искусстве греков и ставивший эту простоту и величие в пример поэтам, представителям растущей буржуазии. Позднее объем понятия, стоящего за термином «классика», расширился; классикой стали называть главным образом наиболее значимые культурные достижения народа; так понятие «классика» отождествилось с понятием «норма». В английском и французском искусстве «классическим» считается 17 в., в то время как в Германии буржуазная культура достигает своих вершин в 18 в., особенно во времена Гёте. Богатство античных идей и форм постоянно подвергалось критическому анализу, часто имевшему всеобщий характер; так рождались литературные шедевры и теория искусства, в которых воплощались идеи прогрессивной части становящейся буржуазии (деятельность поэтов и философов: Гердера, Клопштока, Виланда, Лессинга, братьев Гумбольдтов, братьев Шлегелей, Гёльдерлина, Гегеля, Шеллинга, особая роль принадлежит Гёте и Шиллеру, а также самому Винкельману, стоящему у истоков всей этой деятельности). В их трудах, содержательно и формально следовавших за античностью, но при этом удовлетворявших эстетическим требованиям, предъявляемым классиками к художественному произведению, был сформирован идеал человека, свободно раскрывающего свои возможности в споре с окружающим миром. Возвращение творческой мысли к античному наследию всегда было связано с эпохами подлинного общественного прогресса.