ВОСПИТАНИЕ. Вопросам воспитания (в современном смысле слова) в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые, античное воспитание исходило из образа взрослого человека, без учета психологических особенностей детей. Важнейшими средствами воспитания были демонстрация образца и личный пример. Местом воспитания был родительский дом, а не школа, педагогическими средствами — жестокие телесные наказания и труд. В Древней Греции существовали кормилицы и педагоги, большей частью рабы, оказывавшие большое воспитательное влияние на детей. На более высокой ступени обучения в греческих эфебских школах прилежание учеников стимулировалось их участием в школьных публичных соревнованиях. Для воспитания в юношеском возрасте очень важны были личные отношения учителя и ученика, которые нередко имели характер отношений мастер—ученик, стажер (известный пример — Сократ—Платон). Непосредственное воспитательное значение имело обучение грамматике и риторике, способствовавшее литературному образованию. Благодаря изучению поэзии воспитывалось чувство прекрасного; одновременно усваивались этические нормы поведения. В Древнем Риме существенным фактором воспитания было культивирование почитания предков (mores maiorum — обычаи предков). Наряду с основами греческого образования римляне заимствовали принципы греческого воспитания (особенно те, которые отвечали потребностям политической жизни Рима). Достойно внимания то, что в античности всегда и во всем пытались добиться решения центральных задач всеобщего образования путем образования и воспитания детей: в Спарте (7—5 вв. до н. э.) посредством физического закаливания (спартанское воспитание), в Афинах (6—5 вв. до н. э.) через музыкально-гимнастические занятия, а в юношеском возрасте через развитие математического мышления (Платон), а также путем изучения основ ораторского искусства и философии.
См. также:
ВОСПИТАНИЕ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.