Словарь античности

ВОСПИТАНИЕ. Вопро­сам вос­пи­та­ния (в совре­мен­ном смыс­ле сло­ва) в антич­но­сти не уде­ля­лось боль­шо­го вни­ма­ния. Посколь­ку пол­но­цен­ны­ми людь­ми счи­та­лись взрос­лые, антич­ное вос­пи­та­ние исхо­ди­ло из обра­за взрос­ло­го чело­ве­ка, без уче­та пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей детей. Важ­ней­ши­ми сред­ства­ми вос­пи­та­ния были демон­стра­ция образ­ца и лич­ный при­мер. Местом вос­пи­та­ния был роди­тель­ский дом, а не шко­ла, педа­го­ги­че­ски­ми сред­ства­ми — жесто­кие телес­ные нака­за­ния и труд. В Древ­ней Гре­ции суще­ст­во­ва­ли кор­ми­ли­цы и педа­го­ги, боль­шей частью рабы, ока­зы­вав­шие боль­шое вос­пи­та­тель­ное вли­я­ние на детей. На более высо­кой сту­пе­ни обу­че­ния в гре­че­ских эфеб­ских шко­лах при­ле­жа­ние уче­ни­ков сти­му­ли­ро­ва­лось их уча­сти­ем в школь­ных пуб­лич­ных сорев­но­ва­ни­ях. Для вос­пи­та­ния в юно­ше­ском воз­расте очень важ­ны были лич­ные отно­ше­ния учи­те­ля и уче­ни­ка, кото­рые неред­ко име­ли харак­тер отно­ше­ний мастер—уче­ник, ста­жер (извест­ный при­мер — Сократ—Пла­тон). Непо­сред­ст­вен­ное вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние име­ло обу­че­ние грам­ма­ти­ке и рито­ри­ке, спо­соб­ст­во­вав­шее лите­ра­тур­но­му обра­зо­ва­нию. Бла­го­да­ря изу­че­нию поэ­зии вос­пи­ты­ва­лось чув­ство пре­крас­но­го; одно­вре­мен­но усва­и­ва­лись эти­че­ские нор­мы поведе­ния. В Древ­нем Риме суще­ст­вен­ным фак­то­ром вос­пи­та­ния было куль­ти­ви­ро­ва­ние почи­та­ния пред­ков (mo­res maio­rum — обы­чаи пред­ков). Наряду с осно­ва­ми гре­че­ско­го обра­зо­ва­ния рим­ляне заим­ст­во­ва­ли прин­ци­пы гре­че­ско­го вос­пи­та­ния (осо­бен­но те, кото­рые отве­ча­ли потреб­но­стям поли­ти­че­ской жиз­ни Рима). Достой­но вни­ма­ния то, что в антич­но­сти все­гда и во всем пыта­лись добить­ся реше­ния цен­траль­ных задач все­об­ще­го обра­зо­ва­ния путем обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния детей: в Спар­те (7—5 вв. до н. э.) посред­ст­вом физи­че­ско­го зака­ли­ва­ния (спар­тан­ское вос­пи­та­ние), в Афи­нах (6—5 вв. до н. э.) через музы­каль­но-гим­на­сти­че­ские заня­тия, а в юно­ше­ском воз­расте через раз­ви­тие мате­ма­ти­че­ско­го мыш­ле­ния (Пла­тон), а так­же путем изу­че­ния основ ора­тор­ско­го искус­ства и фило­со­фии.

См. также:
ВОСПИТАНИЕ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА