Словарь античности

ВЫШИВАНИЕ, укра­ше­ние тка­ней цвет­ным орна­мен­том. Выши­ва­ние широ­ко при­ме­ня­лось, т. к. цвет­ное тка­че­ство на несо­вер­шен­ных ткац­ких стан­ках было затруд­ни­тель­но. Око­ло кон. 6 — нач. 5 в. до н. э. для выши­ва­ния ста­ли поль­зо­вать­ся тра­пе­цие­вид­ны­ми пяль­ца­ми. Были извест­ны два спо­со­ба выши­ва­ния — гла­дью и кре­стом. Состо­я­тель­ные жен­щи­ны зани­ма­лись выши­ва­ни­ем для удо­воль­ст­вия; вышив­ки на про­да­жу про­из­во­ди­ли рабы­ни. В Визан­тии исполь­зо­ва­ние труда рабов выши­валь­щи­ков по шел­ку сохра­ня­лось как пере­жи­ток антич­но­го ремес­ла вплоть до 14 в. О рас­про­стра­не­нии выши­ва­ния свиде­тель­ст­ву­ют остат­ки погре­баль­ных покро­вов, най­ден­ные при рас­коп­ках могил; вышив­ка золо­той нитью встре­ча­ет­ся срав­ни­тель­но ред­ко; гораздо чаще на ткань наши­ва­ли штам­по­ван­ные или выре­зан­ные кусоч­ки золо­той фоль­ги.


Выши­валь­щи­ца за пяль­ца­ми. Из тра­пе­цие­вид­ных отрез­ков мате­рии изготов­ля­лись хла­миды (рису­нок на крас­но­фи­гур­ной вазе, ок. 450 до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ • ЭХИН, ЕХИН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА