Словарь античности

ГЕММА (лат. gem­ma — гла­зок, поч­ка на вино­град­ной лозе), дра­го­цен­ный или полу­дра­го­цен­ный камень с вре­зан­ным (инта­лия) или высту­паю­щим (камея) изо­бра­же­ни­ем мифо­ло­ги­че­ских или быто­вых сцен. В Гре­ции глип­ти­ка не огра­ни­чи­ва­лась жиро­ви­ком и дру­ги­ми мяг­ки­ми мате­ри­а­ла­ми, исполь­зо­вав­ши­ми­ся в микен­ское вре­мя, она актив­но раз­ви­ва­лась в 5 в. до н. э. и достиг­ла опре­де­лен­ных успе­хов (гем­мы Декса­ме­на). Бла­го­да­ря потреб­но­сти элли­ни­сти­че­ской бюро­кра­тии в печа­тях восточ­но­го типа гем­мы полу­чи­ли необы­чай­но широ­кое рас­про­стра­не­ние в элли­ни­сти­че­ский пери­од. Чис­ло масте­ров силь­но воз­рос­ло, почти 85% исполь­зо­ва­ли хал­цедон, а с 4 в. до н. э. так­же и дру­гие бла­го­род­ные кам­ни — берилл, хри­зо­праз и т. д. Этрус­ки ред­ко импор­ти­ро­ва­ли гре­че­ские гем­мы, они созда­ва­ли соб­ст­вен­ные фор­мы из мяг­ких мате­ри­а­лов. Рим­ляне с 1-го сто­ле­тия Импе­рии раз­ви­ли глип­ти­ку до выс­шей сту­пе­ни в каме­ях из гор­но­го хру­ста­ля и ага­та. Высо­кой сте­пе­ни мастер­ства они достиг­ли при обра­бот­ке изу­мруда и сап­фи­ра. Под­дел­ки из деше­во­го стек­ла были доволь­но мно­го­чис­лен­ны­ми, но почти все они были ста­ра­тель­но обра­бота­ны. Новым сти­му­лом к раз­ви­тию глип­ти­ки послу­жи­ло ок. 200 изготов­ле­ние хри­сти­ан­ских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Гем­мы исполь­зо­ва­лись не толь­ко для печа­тей, но так­же в каче­стве аму­ле­тов, чему спо­соб­ст­во­ва­ла вера в маги­че­скую силу дра­го­цен­ных кам­ней. В эпо­ху Воз­рож­де­ния нача­лось кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние гемм. Извест­ны десят­ки тысяч гемм. Гума­ни­сты носи­ли их в перст­нях, при­чем новые масте­ра учи­лись на антич­ных ори­ги­на­лах. Еще во вре­ме­на Вин­кель­ма­на и Гёте кол­лек­ции гемм часто исполь­зо­ва­лись как нагляд­ный мате­ри­ал по антич­но­му искус­ству.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ • ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Антиох I (?).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея «Апофеоз Клавдия».
Приписывается Скилаксу.
Сардоникс. Середина I в. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Виктория с четверкой коней.
Подпись: «делал Руф».
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Эрот-наездник.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
0,7 × 1,0 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Портрет Юлии Друзиллы, Юлии Ливиллы или Агриппины Младшей.
Халцедон.
37—39 гг. н. э.
Лондон, Британский музей.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Эроты перед гермой наблюдают за петушиным боем.
Сардоникс в новой золотой оправе.
Рим (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Виктория с четверкой коней.
Воспроизведение картины художника Никомаха.
Подпись: Ῥουφος ἐποίει (Руф сделал).
Оникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Диоскуры на конях.
Сардоникс. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,8 × 2,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА