ГЕММА (лат. gemma — глазок, почка на виноградной лозе), драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением мифологических или бытовых сцен. В Греции глиптика не ограничивалась жировиком и другими мягкими материалами, использовавшимися в микенское время, она активно развивалась в 5 в. до н. э. и достигла определенных успехов (геммы Дексамена). Благодаря потребности эллинистической бюрократии в печатях восточного типа геммы получили необычайно широкое распространение в эллинистический период. Число мастеров сильно возросло, почти 85% использовали халцедон, а с 4 в. до н. э. также и другие благородные камни — берилл, хризопраз и т. д. Этруски редко импортировали греческие геммы, они создавали собственные формы из мягких материалов. Римляне с 1-го столетия Империи развили глиптику до высшей ступени в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства они достигли при обработке изумруда и сапфира. Подделки из дешевого стекла были довольно многочисленными, но почти все они были старательно обработаны. Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 изготовление христианских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Геммы использовались не только для печатей, но также в качестве амулетов, чему способствовала вера в магическую силу драгоценных камней. В эпоху Возрождения началось коллекционирование гемм. Известны десятки тысяч гемм. Гуманисты носили их в перстнях, причем новые мастера учились на античных оригиналах. Еще во времена Винкельмана и Гёте коллекции гемм часто использовались как наглядный материал по античному искусству.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.