Словарь античности

ГЕММА (лат. gem­ma — гла­зок, поч­ка на вино­град­ной лозе), дра­го­цен­ный или полу­дра­го­цен­ный камень с вре­зан­ным (инта­лия) или высту­паю­щим (камея) изо­бра­же­ни­ем мифо­ло­ги­че­ских или быто­вых сцен. В Гре­ции глип­ти­ка не огра­ни­чи­ва­лась жиро­ви­ком и дру­ги­ми мяг­ки­ми мате­ри­а­ла­ми, исполь­зо­вав­ши­ми­ся в микен­ское вре­мя, она актив­но раз­ви­ва­лась в 5 в. до н. э. и достиг­ла опре­де­лен­ных успе­хов (гем­мы Декса­ме­на). Бла­го­да­ря потреб­но­сти элли­ни­сти­че­ской бюро­кра­тии в печа­тях восточ­но­го типа гем­мы полу­чи­ли необы­чай­но широ­кое рас­про­стра­не­ние в элли­ни­сти­че­ский пери­од. Чис­ло масте­ров силь­но воз­рос­ло, почти 85% исполь­зо­ва­ли хал­цедон, а с 4 в. до н. э. так­же и дру­гие бла­го­род­ные кам­ни — берилл, хри­зо­праз и т. д. Этрус­ки ред­ко импор­ти­ро­ва­ли гре­че­ские гем­мы, они созда­ва­ли соб­ст­вен­ные фор­мы из мяг­ких мате­ри­а­лов. Рим­ляне с 1-го сто­ле­тия Импе­рии раз­ви­ли глип­ти­ку до выс­шей сту­пе­ни в каме­ях из гор­но­го хру­ста­ля и ага­та. Высо­кой сте­пе­ни мастер­ства они достиг­ли при обра­бот­ке изу­мруда и сап­фи­ра. Под­дел­ки из деше­во­го стек­ла были доволь­но мно­го­чис­лен­ны­ми, но почти все они были ста­ра­тель­но обра­бота­ны. Новым сти­му­лом к раз­ви­тию глип­ти­ки послу­жи­ло ок. 200 изготов­ле­ние хри­сти­ан­ских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Гем­мы исполь­зо­ва­лись не толь­ко для печа­тей, но так­же в каче­стве аму­ле­тов, чему спо­соб­ст­во­ва­ла вера в маги­че­скую силу дра­го­цен­ных кам­ней. В эпо­ху Воз­рож­де­ния нача­лось кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние гемм. Извест­ны десят­ки тысяч гемм. Гума­ни­сты носи­ли их в перст­нях, при­чем новые масте­ра учи­лись на антич­ных ори­ги­на­лах. Еще во вре­ме­на Вин­кель­ма­на и Гёте кол­лек­ции гемм часто исполь­зо­ва­лись как нагляд­ный мате­ри­ал по антич­но­му искус­ству.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ • ДИАДУМЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Гермафродит в окружении эротов.
Оникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Август на колеснице, запряженной тритонами.
Камея. Сардоникс. 27 г. до н. э.
Оправа: золото, эмаль. 1600 г.
Вена, Музей истории искусств.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II).
Сардоникс, серебро.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Августа».
Агат.
Начало I в. н. э.
Париж, Лувр.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Пенелопа.
Двухцветное стекло.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Принц в образе эрота.
Гиацинт. Александрия. I в. до н. э.
1,2 × 1,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Рука, ухо и надпись.
Сардоникс. Римская работа. II в.
1,6 × 1,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА