Словарь античности

ГЕРАКЛИТ из Эфе­са (греч. He­rak­lei­tos) (ок. 554—483 до н. э.), гре­че­ский фило­соф, про­ис­хо­дил из знат­но­го жре­че­ско­го рода. За глу­би­ну и зага­доч­ность мыс­лей, кото­рые часто выра­жал в слож­ных поня­ти­ях и обра­зах, полу­чил про­зви­ще Тем­ный. Тол­ко­ва­ние мно­гих фраг­мен­тов спор­но даже сего­дня. Герак­лит высту­пал про­тив народ­ных масс и демо­кра­ти­че­ской пар­тии. Он вынудил к изгна­нию враж­деб­но настро­ен­но­го к зна­ти пра­ви­те­ля Мелан­ко­ма. Был про­тив­ни­ком демо­кра­тов, под­дер­жи­вав­ших анти­пер­сид­ское ионий­ское вос­ста­ние. Фило­соф­ские воз­зре­ния Герак­ли­та были направ­ле­ны про­тив тра­ди­ци­он­ной народ­ной рели­гии, опре­де­ля­лись ари­сто­кра­ти­че­ским созна­ни­ем. Из сочи­не­ния Герак­ли­та «О при­ро­де» сохра­ни­лись отдель­ные фраг­мен­ты. Пер­во­ос­но­ву мира Герак­лит видел в посто­ян­ном дви­же­нии, тече­нии вещей, изме­не­ни­ях, вопло­тив­ших­ся (веро­ят­но, позд­нее) в фор­му­ле «pan­ta rhei» — «все течет». В про­ти­во­по­лож­но­сти пер­вым натур­фи­ло­со­фам, кото­рые отыс­ки­ва­ли устой­чи­вое пер­во­ве­ще­ство, Герак­лит при­зна­вал толь­ко измен­чи­вость саму по себе. Огонь для него был вопло­ще­ни­ем самих пре­вра­ще­ний. Посто­ян­ная подвиж­ность огня трак­то­ва­лась Герак­ли­том как выра­же­ние изме­не­ний мира вооб­ще. Из огня раз­ви­лись вода, зем­ля и воздух; тем же путем «эле­мен­ты» воз­вра­ща­лись к огню, изме­ня­ясь по веч­ным зако­нам логоса, миро­во­го зако­на. Логос и пер­вич­ный огонь Герак­лит часто отож­дествля­ет, его уче­ние о лого­се мате­ри­а­ли­стич­но. Все про­ис­хо­дя­щее, по Герак­ли­ту, осно­ва­но на столк­но­ве­нии про­ти­во­по­лож­но­стей («Вой­на — отец всех вещей»). Раз­лич­ные и даже про­ти­во­по­лож­ные пред­ме­ты и явле­ния при объ­еди­не­нии рож­да­ют гар­мо­нию, так же как раз­лич­ные зву­ки рож­да­ют гар­мо­нию в музы­ке. Герак­лит выдви­нул идею веч­но­сти мира, раз­ра­ба­ты­вал отдель­ные поло­же­ния тео­рии позна­ния. Герак­лит читал нена­деж­ным пола­гать­ся на орга­ны чувств, хотя от их свиде­тельств так­же нель­зя отка­зы­вать­ся. Глу­би­на и чет­кость диа­лек­ти­че­ско­го и мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го мыш­ле­ния Герак­ли­та вызы­ва­ли инте­рес к его уче­нию и лич­но­сти в после­дую­щие века (Стоя, Гегель, Маркс, Энгельс, Лас­саль, Ленин).

См. также:
ГЕРАКЛИТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЕВДЕМ • КЕБ • КЕБЕС • АРИСТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гераклита.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА