Античные писатели

ГЕРАКЛИТ; He­rak­lei­tos, из Эфе­са, VI—V вв. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Про­ис­хо­дил из извест­но­го рода, в кото­ром пере­да­ва­лась по наслед­ству долж­ность жре­ца куль­та героя Анд­рок­ла, осно­ва­те­ля Эфе­са. Герак­лит отка­зал­ся от этой долж­но­сти в поль­зу бра­та. Он был сто­рон­ни­ком ари­сто­кра­тии и пре­зи­рал народ. Герак­лит напи­сал ок. 490 про­за­и­че­ских фило­соф­ских про­из­веде­ний, цити­ру­е­мых позд­нее под загла­ви­ем О при­ро­де (Pe­ri phy­seos). Сохра­ни­лось ок. 130 под­лин­ных фраг­мен­тов. Сво­е­му сочи­не­нию Герак­лит наме­рен­но при­дал фор­му сбор­ни­ка афо­риз­мов, кото­рые еще в древ­но­сти пони­ма­лись раз­лич­но. Эта фор­ма про­из­веде­ния при­нес­ла Герак­ли­ту про­зви­ще «Тем­ный» (sko­tei­nos). Работам Герак­ли­та про­ти­во­по­став­ля­лись труды Демо­кри­та, напи­сан­ные про­сто и ясно. Воз­мож­но, что Герак­лит спе­ци­аль­но писал туман­но, ибо хотел сде­лать свои работы «недо­ступ­ны­ми для тол­пы». Про­из­веде­ние Герак­ли­та зна­ли и цени­ли в Афи­нах V в. до н. э. (его чита­ли Еври­пид и Сократ). В IV в. до н. э. Ски­фин с Тео­са пере­ло­жил сочи­не­ние Герак­ли­та в тро­хе­и­че­ские тет­ра­мет­ры. Герак­лит знал сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, но отверг спе­ку­ля­ции ионий­ских натур­фи­ло­со­фов (Ана­к­си­мандр, Ана­к­си­мен, Фалес), как и взгляды Ксе­но­фа­на и Пифа­го­ра и мето­ды ионий­ских лого­гра­фов, соби­рав­ших сведе­ния о раз­ных наро­дах. Еще древ­ние не при­чис­ля­ли Герак­ли­та ни к одной фило­соф­ской шко­ле. Герак­лит порвал с мето­да­ми позна­ния мира сво­его вре­ме­ни и про­воз­гла­сил, что исти­на позна­ет­ся про­ник­но­ве­ни­ем в само­го себя, посколь­ку чело­ве­че­ская душа есть часть кос­мо­са. Из раз­роз­нен­ных мел­ких фраг­мен­тов Герак­ли­та невоз­мож­но сло­жить еди­ную и сво­бод­ную от про­ти­во­ре­чий фило­соф­скую систе­му. Доволь­но часто иссле­до­ва­те­ли про­ис­хо­дят к совер­шен­но раз­лич­ным выво­дам. Одна­ко, как пред­став­ля­ет­ся, мож­но утвер­ждать, что, по мне­нию Герак­ли­та, миром управ­ля­ет Логос — все­об­щий разум­ный закон. Позна­ние это­го миро­во­го зако­на явля­ет­ся обя­зан­но­стью каж­до­го чело­ве­ка, кото­рый не име­ет вар­вар­ской души. Оста­ет­ся под вопро­сом, явля­лась ли, по Герак­ли­ту, целью чело­ве­ка жизнь в соот­вет­ст­вии с этим миро­вым зако­ном (что напо­ми­на­ет одну из глав­ных запо­ведей стои­че­ской эти­ки, сле­до­ва­тель­но, воз­мож­на стои­че­ская интер­пре­та­ция мыс­ли Герак­ли­та). Отри­цая ста­ти­че­ское пред­став­ле­ние о мире, Герак­лит создал тео­рию все­об­щей изме­ня­е­мо­сти (вари­а­би­лизм). Он образ­но гово­рил, что нель­зя два­жды вой­ти в ту же реку. Позд­нее мысль Герак­ли­та была пере­да­на афо­риз­мом pan­ta rhei (все течет). Осно­вой всех вещей и явле­ний явля­ют­ся борю­щи­е­ся меж­ду собой, но в то же вре­мя тож­де­ст­вен­ные про­ти­во­по­лож­но­сти (день — ночь, моло­дость — ста­рость, жизнь — смерть, явь и сон — в осно­ве сво­ей они одно и то же). Мир пред­став­ля­ет­ся наше­му созна­нию как сово­куп­ность напря­же­ний (сим­во­ла­ми кото­рых явля­ют­ся лук и лира), но за ними сто­ит еще одно выс­шее един­ство («скры­тые свя­зи силь­нее явных»). Мир явле­ний не был сотво­рен ни бога­ми, ни людь­ми; мир есть резуль­тат дли­тель­но­го дей­ст­вия реа­ли­зу­ю­щей себя созида­тель­ной силы, соеди­ня­ю­щей борю­щи­е­ся друг с дру­гом про­ти­во­по­лож­но­сти («борь­ба — нача­ло всех вещей»). Эта нахо­дя­ща­я­ся в посто­ян­ном дви­же­нии сила и есть глав­ный прин­цип мира. Герак­лит назы­вал ее «огнем», но думал не о том огне, что горит (как пред­по­ла­га­ли Ари­сто­тель и Фео­фраст, а так­же мно­гие уче­ные ново­го вре­ме­ни), но об огне — сим­во­ле дви­же­ния и пере­мен. По этой при­чине при­чис­ле­ние Герак­ли­та к ионий­ским натур­фи­ло­со­фам было непра­во­мер­ным. Дело услож­ня­ет тот факт, что Герак­лит упо­ми­нал, воз­мож­но, осно­вы­ва­ясь на трудах Ана­к­си­ме­на, о меха­низ­ме кру­го­обо­рота эле­мен­тов, кото­рые выхо­дят из огня и в него воз­вра­ща­ют­ся (огонь — воздух — вода — зем­ля). Гово­рил он так­же о пути вверх и пути вниз, тож­де­ст­вен­ном ему, опи­сы­вая тем самым про­цесс изме­не­ния. Герак­лит, веро­ят­но, не пред­по­ла­гал, как сто­и­ки, миро­во­го пожа­ра (ek­py­ro­sis), посколь­ку в этом слу­чае оста­но­ви­лась бы созидаю­щая борь­ба про­ти­во­по­лож­но­стей, но он гово­рил о «воз­го­ра­нии», то есть пре­вра­ще­нии всех вещей в огонь, свя­зан­ном с цик­ли­че­ским обнов­ле­ни­ем мира и с повто­ря­е­мо­стью исто­рии. Боже­ст­вен­ная сущ­ность обо­зна­че­на им как пол­нота про­ти­во­по­лож­но­стей, кото­рые могут изме­нять­ся. Герак­лит был убеж­ден, что нашел абсо­лют­ную исти­ну, и поэто­му пре­зи­рал не толь­ко глуп­цов, но так­же уче­ных и фило­со­фов (Геси­о­да, Пифа­го­ра, Ксе­но­фа­на и Гека­тея Милет­ско­го), кото­рые зна­ли мно­гие исти­ны о при­ро­де и чело­ве­ке, но не про­ник­ли в основ­ной закон мира. Пори­ца­ние со сто­ро­ны Герак­ли­та полу­чи­ли так­же Гомер и Архи­лох. Герак­лит не осно­вал фило­соф­ской шко­лы, но его уче­ни­ком слыл Кра­тил, у кото­ро­го Пла­тон почерп­нул кон­цеп­цию вари­а­би­лиз­ма для мира явле­ний. По-види­мо­му, в оппо­зи­ции к Герак­ли­ту раз­ви­вал свою фило­соф­скую систе­му Пар­ме­нид. Реля­ти­визм Герак­ли­та уна­сле­до­ва­ли софи­сты. Сто­и­ки (Зенон, Хри­сипп и др.) ссы­ла­лись на Герак­ли­та как на сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка. Они счи­та­ли, что он пред­вос­хи­тил два стои­че­ских дог­ма­та: о пра­о­гне как нача­ле и кон­це мира и о кос­ми­че­ском разу­ме. Поэто­му совре­мен­ным иссле­до­ва­те­лям при­хо­дит­ся раз­ли­чать дослов­ные цита­ты из про­из­веде­ния Герак­ли­та и пара­фра­сти­че­ские интер­пре­та­ции сто­и­ков. Герак­ли­том инте­ре­со­ва­лись скеп­ти­ки (осо­бен­но Эне­сидем в I в. до н. э.). Герак­лит сно­ва стал актуа­лен в I в. н. э. для кини­ков, про­из­веде­ни­ем кото­рых явля­ют­ся 9 псев­до­ге­рак­ли­то­вых писем (не пред­став­ля­ет­ся под­лин­ной пере­пис­ка Герак­ли­та с пер­сид­ским царем Дари­ем). Взгляда­ми Герак­ли­та инте­ре­со­ва­лись и хри­сти­ан­ские писа­те­ли. Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Иппо­лит Рим­ский пере­да­ли близ­ко к тек­сту содер­жа­ние неко­то­рых отрыв­ков из Герак­ли­та. Апо­ло­гет Юстин назы­вал Герак­ли­та хри­сти­а­ни­ном, посколь­ку он жил в согла­сии с Разу­мом. В XIX в. высо­ко оце­ни­ли Герак­ли­та роман­ти­ки (часто, одна­ко, пло­хо его пони­мая) и Ф. Ниц­ше. Неко­то­рые выска­зы­ва­ния Герак­ли­та были под­хва­че­ны мате­ри­а­ли­сти­че­ски­ми диа­лек­ти­ка­ми.

См. также:
ГЕРАКЛИТ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гераклита.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА