Словарь античности

ГЕРОДОТ из Гали­кар­на­са (греч. He­ro­do­tos) (ок. 484—425 до н. э.), гре­че­ский исто­рик из обла­сти Кария, во вре­мя поли­ти­че­ских неурядиц бежал из род­но­го горо­да, был на Само­се. Геро­дот пред­при­ни­мал про­дол­жи­тель­ные путе­ше­ст­вия (меж­ду 455 и 444) и хоро­шо знал при­бреж­ные мало­ази­ат­ские обла­сти с при­ле­гаю­щи­ми к ним ост­ро­ва­ми, часть Пере­д­ней Азии, Еги­пет, Кире­ну, сирий­ско-фини­кий­ское побе­ре­жье с Кипром, Понт, а так­же Гел­лес­понт, Фра­кию и Македо­нию. Зна­чи­тель­ный след в его обра­зо­ва­нии оста­ви­ло пре­бы­ва­ние в Афи­нах (сер. 40-х гг. 5 в. до н. э. — друж­ба с Пери­к­лом и Софо­к­лом, склон­ность к софи­сти­ке и есте­ство­зна­нию, путе­ше­ст­вия по гре­че­ским горо­дам). В 444—443 Геро­дот участ­во­вал по пред­ло­же­нию Перик­ла в про­веде­нии коло­ни­за­ции в Фурии (Южная Ита­лия), здесь он про­вел послед­ние годы сво­ей жиз­ни. Геро­дот оста­вил после себя запи­сан­ное на ионий­ском диа­лек­те «Изло­же­ние собы­тий» («His­to­ries Apo­dei­xis»), кото­рое в Алек­сан­дрии было разде­ле­но на 9 книг; во 2 в. н. э. каж­дая кни­га была назва­на име­нем одной из 9 муз. Геро­дот про­следил исто­рию отно­ше­ний меж­ду древ­не­во­сточ­ны­ми дес­по­ти­я­ми (Азия) и гре­че­ски­ми рабо­вла­дель­че­ски­ми государ­ства­ми (Евро­па), куль­ми­на­ци­он­ным пунк­том кото­рых ста­ли гре­ко-пер­сид­ские вой­ны. Труд охва­ты­ва­ет весь исто­ри­че­ский пери­од, исклю­чая мифи­че­скую эпо­ху. В пер­вой части, слу­жа­щей одно­вре­мен­но и введе­ни­ем, сооб­ща­ет­ся об исто­рии лидий­цев, пер­сов, вави­ло­нян, егип­тян, ски­фов, ливий­цев и гре­ков. Геро­дот, хотя и исполь­зо­вал труды сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков (лого­гра­фов, преж­де все­го Гека­тея), одна­ко вос­при­ни­мал их кри­ти­че­ски. Во вто­рой части труда отра­же­но ионий­ское вос­ста­ние, поход Дария и выступ­ле­ние Ксерк­са про­тив Гре­ции. Труд окан­чи­ва­ет­ся опи­са­ни­ем заня­тия Сеста (478) афи­ня­на­ми; оста­ет­ся откры­тым вопрос, был ли этот труд закон­чен. Геро­дот в древ­но­сти под­верг­ся напад­кам Плу­тар­ха и был высо­ко оце­нен Дио­ни­си­ем Гали­кар­насским. Цице­рон удо­сто­ил Геро­до­та почет­но­го име­ни Pa­ter his­to­riae (Отец исто­рии). Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли гре­че­ской исто­ри­че­ской мыс­ли видят в Геро­до­те исто­ри­ка, оли­це­тво­ряв­ше­го пере­ход от лого­гра­фов к Фукидиду (внут­ри раз­ви­тия гре­че­ской опи­са­тель­ной исто­рии). Вме­сте с тем Геро­дот поло­жил нача­ло соб­ст­вен­но гре­че­ской исто­рио­гра­фии, посколь­ку он обра­щал­ся к цен­траль­ным, поли­ти­че­ски зна­чи­тель­ным собы­ти­ям совре­мен­ной ему исто­рии, пере­жи­тым им самим. Геро­дот стре­мил­ся к досто­вер­но­му изло­же­нию исто­ри­че­ских собы­тий, иссле­до­вал их в сово­куп­но­сти. Наряду с этим для его трудов харак­тер­на вера в дей­ст­вие рели­ги­оз­но-эти­че­ских сил в исто­рии. В 15 в. Лорен­цо Бал­ла позна­ко­мил чита­те­лей с исто­ри­че­ски­ми труда­ми Геро­до­та в латин­ском пере­во­де.

См. также:
ГЕРОДОТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИНЕФ • ДРЕПАНИЙ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДЕМАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геродот.

Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Геродота.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Двойная герма Геродота и Фукидида.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА