Античные писатели

ГЕРОДОТ; He­ro­do­tos, 485 — ок. 425 гг. до н. э., гре­че­ский исто­рик. Родил­ся в Гали­кар­на­се, гре­че­ском горо­де в Карии, осно­ван­ном дорий­ца­ми, кото­рый в середине V в. до н. э. под­верг­ся силь­но­му ионий­ско­му вли­я­нию. Близ­ким род­ст­вен­ни­ком Геро­до­та был поэт Пани­асс. В юно­сти Геро­дот при­ни­мал уча­стие в вос­ста­нии про­тив Лигда­ма, тира­на Гали­кар­на­са. После 450 г. он навсе­гда поки­нул род­ной город и дол­го жил в Афи­нах, тогдаш­нем куль­тур­ном цен­тре гре­че­ско­го мира. Здесь он пуб­лич­но про­чел часть сво­его про­из­веде­ния, вклю­чав­шую хва­лу Афи­нам, что, по свиде­тель­ствам древ­них, при­нес­ло ему выс­шую награ­ду в 10 талан­тов. В Афи­нах же он позна­ко­мил­ся с Софо­к­лом и нахо­дил­ся в близ­ких кон­так­тах с окру­же­ни­ем Перик­ла. Когда в 444—443 гг. до н. э. афи­няне осно­ва­ли в Южной Ита­лии город Фурии, Геро­дот уехал туда и, по-види­мо­му, оста­вал­ся там до кон­ца жиз­ни. В раз­ные пери­о­ды сво­ей жиз­ни Геро­дот совер­шил ряд путе­ше­ст­вий. Кро­ме Малой Азии и Гре­ции, он объ­е­хал побе­ре­жье Чер­но­го моря, стра­ну ски­фов на терри­то­рии нынеш­ней Укра­и­ны, про­дви­нул­ся так­же в глу­би­ну пер­сид­ско­го цар­ства, достиг­нув Вави­ло­на, а воз­мож­но, и Суз. Он так­же посе­тил Еги­пет, фини­кий­ские горо­да на сирий­ском побе­ре­жье и Кире­ну в Афри­ке. Из стран запад­но­го бас­сей­на Сре­ди­зем­но­го моря он был толь­ко на Сици­лии и в Южной Ита­лии (Кротон, Мета­понт). Даты и дли­тель­ность этих путе­ше­ст­вий вызы­ва­ют спо­ры у уче­ных. Про­из­веде­ние Геро­до­та под назва­ни­ем Исто­рия (His­to­riai) в 9 кни­гах напи­са­но на ионий­ском диа­лек­те. Разде­ле­ние на кни­ги (и назва­ния книг по име­нам Муз) име­ет более позд­нее про­ис­хож­де­ние и часто пред­став­ля­ет­ся меха­ни­че­ским, посколь­ку раз­ры­ва­ет еди­ные отрыв­ки тек­ста. Основ­ной иде­ей сочи­не­ния Геро­до­та явля­ет­ся извеч­ный анта­го­низм Восто­ка и Запа­да. Пере­лом­ным момен­том в этом кон­флик­те ста­ли гре­ко-пер­сид­ские вой­ны. Чтобы пока­зать посте­пен­ное его нарас­та­ние, Геро­дот про­сле­жи­ва­ет все эта­пы фор­ми­ро­ва­ния пер­сид­ско­го цар­ства. Пер­сид­ские заво­е­ва­ния дела­ют воз­мож­ным изло­же­ние исто­рии государств по мере их поко­ре­ния пер­са­ми. Геро­дот изла­га­ет исто­рию Лидии, Мидии, Вави­ло­нии, заво­е­ван­ных Киром, исто­рию поко­ре­ния Егип­та Кам­би­зом, опи­сы­ва­ет поход Дария про­тив ски­фов. Ионий­ские вос­ста­ния, пер­вые в длин­ном ряду столк­но­ве­ний гре­ков с пер­са­ми, дают Геро­до­ту воз­мож­ность углу­бить­ся в исто­рию Афин и Спар­ты, что, нако­нец, поз­во­ля­ет ему перей­ти к опи­са­нию гре­ко-пер­сид­ских войн Дария и Ксерк­са, куль­ми­на­ци­он­ной фазы кон­флик­та меж­ду пер­сид­ским Восто­ком и гре­че­ским миром (сра­же­ния под Мара­фо­ном, Фер­мо­пи­ла­ми, Сала­ми­ном и Пла­те­я­ми). Ком­по­зи­ция все­го про­из­веде­ния Геро­до­та чрез­вы­чай­но услож­не­на (основ­ное повест­во­ва­ние, экс­кур­сы и отступ­ле­ния в рам­ках этих экс­кур­сов), ибо Геро­дот не огра­ни­чи­ва­ет­ся поли­ти­че­ской исто­ри­ей, но, по образ­цу ионий­ских лого­гра­фов (в основ­ном Гека­тея), при­во­дит обшир­ный гео­гра­фи­че­ский и этно­гра­фи­че­ский мате­ри­ал, фор­ми­ру­ю­щий малые моно­гра­фии в соста­ве про­из­веде­ния (опи­са­ния Вави­ло­нии, Егип­та, Ски­фии), не оста­нав­ли­ва­ет­ся автор и перед сво­бод­ным введе­ни­ем в свой рас­сказ повест­во­ва­ний новел­ли­сти­че­ско­го и басен­но­го типа. Созда­вая свое про­из­веде­ние, Геро­дот опи­рал­ся на лич­ные наблюде­ния, живую уст­ную тра­ди­цию и на лите­ра­тур­ные тек­сты. У него не было еще раз­ра­ботан­ной исто­ри­че­ской мето­до­ло­гии, он не умел ана­ли­зи­ро­вать источ­ни­ки, одна­ко стре­мил­ся создать по воз­мож­но­сти объ­ек­тив­ную кар­ти­ну про­шло­го, при­во­дил раз­лич­ные вер­сии опи­сы­вае­мых собы­тий. Не раз он давал волю сво­им сомне­ни­ям, хотя вооб­ще у него отсут­ст­ву­ют ссыл­ки на соб­ст­вен­ное мне­ние. Цице­рон не без осно­ва­ния назвал Геро­до­та «отцом исто­рии». В про­ти­во­по­лож­ность ионий­ским лого­гра­фам, Геро­дот огра­ни­чил вре­мя повест­во­ва­ния жиз­нью при­мер­но двух поко­ле­ний. В исто­рии, поми­мо дей­ст­вия людей, Геро­дот видел боже­ст­вен­ный про­мы­сел, кото­рый опре­де­ля­ет судь­бы наро­дов и отдель­ных людей, не допус­кая пере­хо­да опре­де­лен­ных гра­ниц («зависть богов»). Зна­чи­тель­ную роль в про­из­веде­нии Геро­до­та игра­ют зна­ме­ния и пред­ска­за­ния. Геро­дот ока­зал вли­я­ние на Фукидида. Его охот­но цити­ро­ва­ли позд­ней­шие гео­гра­фы, хотя часто и оце­ни­ва­ли его кри­ти­че­ски. Ярост­нее все­го напа­да­ли на Геро­до­та Кте­сий и Плу­тарх. В пери­од атти­циз­ма Геро­дот был при­знан за обра­зец в обла­сти сти­ля (про­стота, выра­зи­тель­ность, эпи­че­ская тор­же­ст­вен­ность) и стал авто­ром для школь­но­го чте­ния. В 1474 г. Лорен­цо Вал­ла выпол­нил пере­вод Геро­до­та на латин­ский язык с гре­че­ской руко­пи­си, при­ве­зен­ной в 1427 г. из Кон­стан­ти­но­по­ля.

См. также:
ГЕРОДОТ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геродот.

Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Геродота.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Двойная герма Геродота и Фукидида.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА