Античные писатели

ГЕРОДОТ; He­ro­do­tos, 485 — ок. 425 гг. до н. э., гре­че­ский исто­рик. Родил­ся в Гали­кар­на­се, гре­че­ском горо­де в Карии, осно­ван­ном дорий­ца­ми, кото­рый в середине V в. до н. э. под­верг­ся силь­но­му ионий­ско­му вли­я­нию. Близ­ким род­ст­вен­ни­ком Геро­до­та был поэт Пани­асс. В юно­сти Геро­дот при­ни­мал уча­стие в вос­ста­нии про­тив Лигда­ма, тира­на Гали­кар­на­са. После 450 г. он навсе­гда поки­нул род­ной город и дол­го жил в Афи­нах, тогдаш­нем куль­тур­ном цен­тре гре­че­ско­го мира. Здесь он пуб­лич­но про­чел часть сво­его про­из­веде­ния, вклю­чав­шую хва­лу Афи­нам, что, по свиде­тель­ствам древ­них, при­нес­ло ему выс­шую награ­ду в 10 талан­тов. В Афи­нах же он позна­ко­мил­ся с Софо­к­лом и нахо­дил­ся в близ­ких кон­так­тах с окру­же­ни­ем Перик­ла. Когда в 444—443 гг. до н. э. афи­няне осно­ва­ли в Южной Ита­лии город Фурии, Геро­дот уехал туда и, по-види­мо­му, оста­вал­ся там до кон­ца жиз­ни. В раз­ные пери­о­ды сво­ей жиз­ни Геро­дот совер­шил ряд путе­ше­ст­вий. Кро­ме Малой Азии и Гре­ции, он объ­е­хал побе­ре­жье Чер­но­го моря, стра­ну ски­фов на терри­то­рии нынеш­ней Укра­и­ны, про­дви­нул­ся так­же в глу­би­ну пер­сид­ско­го цар­ства, достиг­нув Вави­ло­на, а воз­мож­но, и Суз. Он так­же посе­тил Еги­пет, фини­кий­ские горо­да на сирий­ском побе­ре­жье и Кире­ну в Афри­ке. Из стран запад­но­го бас­сей­на Сре­ди­зем­но­го моря он был толь­ко на Сици­лии и в Южной Ита­лии (Кротон, Мета­понт). Даты и дли­тель­ность этих путе­ше­ст­вий вызы­ва­ют спо­ры у уче­ных. Про­из­веде­ние Геро­до­та под назва­ни­ем Исто­рия (His­to­riai) в 9 кни­гах напи­са­но на ионий­ском диа­лек­те. Разде­ле­ние на кни­ги (и назва­ния книг по име­нам Муз) име­ет более позд­нее про­ис­хож­де­ние и часто пред­став­ля­ет­ся меха­ни­че­ским, посколь­ку раз­ры­ва­ет еди­ные отрыв­ки тек­ста. Основ­ной иде­ей сочи­не­ния Геро­до­та явля­ет­ся извеч­ный анта­го­низм Восто­ка и Запа­да. Пере­лом­ным момен­том в этом кон­флик­те ста­ли гре­ко-пер­сид­ские вой­ны. Чтобы пока­зать посте­пен­ное его нарас­та­ние, Геро­дот про­сле­жи­ва­ет все эта­пы фор­ми­ро­ва­ния пер­сид­ско­го цар­ства. Пер­сид­ские заво­е­ва­ния дела­ют воз­мож­ным изло­же­ние исто­рии государств по мере их поко­ре­ния пер­са­ми. Геро­дот изла­га­ет исто­рию Лидии, Мидии, Вави­ло­нии, заво­е­ван­ных Киром, исто­рию поко­ре­ния Егип­та Кам­би­зом, опи­сы­ва­ет поход Дария про­тив ски­фов. Ионий­ские вос­ста­ния, пер­вые в длин­ном ряду столк­но­ве­ний гре­ков с пер­са­ми, дают Геро­до­ту воз­мож­ность углу­бить­ся в исто­рию Афин и Спар­ты, что, нако­нец, поз­во­ля­ет ему перей­ти к опи­са­нию гре­ко-пер­сид­ских войн Дария и Ксерк­са, куль­ми­на­ци­он­ной фазы кон­флик­та меж­ду пер­сид­ским Восто­ком и гре­че­ским миром (сра­же­ния под Мара­фо­ном, Фер­мо­пи­ла­ми, Сала­ми­ном и Пла­те­я­ми). Ком­по­зи­ция все­го про­из­веде­ния Геро­до­та чрез­вы­чай­но услож­не­на (основ­ное повест­во­ва­ние, экс­кур­сы и отступ­ле­ния в рам­ках этих экс­кур­сов), ибо Геро­дот не огра­ни­чи­ва­ет­ся поли­ти­че­ской исто­ри­ей, но, по образ­цу ионий­ских лого­гра­фов (в основ­ном Гека­тея), при­во­дит обшир­ный гео­гра­фи­че­ский и этно­гра­фи­че­ский мате­ри­ал, фор­ми­ру­ю­щий малые моно­гра­фии в соста­ве про­из­веде­ния (опи­са­ния Вави­ло­нии, Егип­та, Ски­фии), не оста­нав­ли­ва­ет­ся автор и перед сво­бод­ным введе­ни­ем в свой рас­сказ повест­во­ва­ний новел­ли­сти­че­ско­го и басен­но­го типа. Созда­вая свое про­из­веде­ние, Геро­дот опи­рал­ся на лич­ные наблюде­ния, живую уст­ную тра­ди­цию и на лите­ра­тур­ные тек­сты. У него не было еще раз­ра­ботан­ной исто­ри­че­ской мето­до­ло­гии, он не умел ана­ли­зи­ро­вать источ­ни­ки, одна­ко стре­мил­ся создать по воз­мож­но­сти объ­ек­тив­ную кар­ти­ну про­шло­го, при­во­дил раз­лич­ные вер­сии опи­сы­вае­мых собы­тий. Не раз он давал волю сво­им сомне­ни­ям, хотя вооб­ще у него отсут­ст­ву­ют ссыл­ки на соб­ст­вен­ное мне­ние. Цице­рон не без осно­ва­ния назвал Геро­до­та «отцом исто­рии». В про­ти­во­по­лож­ность ионий­ским лого­гра­фам, Геро­дот огра­ни­чил вре­мя повест­во­ва­ния жиз­нью при­мер­но двух поко­ле­ний. В исто­рии, поми­мо дей­ст­вия людей, Геро­дот видел боже­ст­вен­ный про­мы­сел, кото­рый опре­де­ля­ет судь­бы наро­дов и отдель­ных людей, не допус­кая пере­хо­да опре­де­лен­ных гра­ниц («зависть богов»). Зна­чи­тель­ную роль в про­из­веде­нии Геро­до­та игра­ют зна­ме­ния и пред­ска­за­ния. Геро­дот ока­зал вли­я­ние на Фукидида. Его охот­но цити­ро­ва­ли позд­ней­шие гео­гра­фы, хотя часто и оце­ни­ва­ли его кри­ти­че­ски. Ярост­нее все­го напа­да­ли на Геро­до­та Кте­сий и Плу­тарх. В пери­од атти­циз­ма Геро­дот был при­знан за обра­зец в обла­сти сти­ля (про­стота, выра­зи­тель­ность, эпи­че­ская тор­же­ст­вен­ность) и стал авто­ром для школь­но­го чте­ния. В 1474 г. Лорен­цо Вал­ла выпол­нил пере­вод Геро­до­та на латин­ский язык с гре­че­ской руко­пи­си, при­ве­зен­ной в 1427 г. из Кон­стан­ти­но­по­ля.

См. также:
ГЕРОДОТ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • КИПРИАН Тасций Цецилий • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДРЕПАНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геродот.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческой бронзовой скульптуры первой половины IV в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Двойная герма Геродота и Фукидида.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геродот.

Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Геродота.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геродот.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческой бронзовой скульптуры первой половины IV в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА