Словарь античности

ГЛАДИАТОРЫ (от лат. gla­dius — меч), в Древ­нем Риме про­фес­сио­наль­ные бор­цы. Впер­вые бои гла­ди­а­то­ров, были орга­ни­зо­ва­ны в Риме в 264 в под­ра­жа­ние обы­ча­ям этрус­ков, кото­рые вве­ли их вза­мен преж­них чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний при цере­мо­ни­ях в честь покой­ных. Раз­вив­шись из погре­баль­ных игр, пуб­лич­ные зре­ли­ща устра­и­ва­лись ино­гда част­ны­ми лица­ми, а ино­гда государ­ст­вом с целью снис­кать попу­ляр­ность у наро­да. Наряду с про­фес­сио­наль­ны­ми гла­ди­а­то­ра­ми в таких боях участ­во­ва­ли воен­но­плен­ные, рабы, осуж­ден­ные пре­ступ­ни­ки; к уча­стию в этих боях поз­же при­нуж­да­лись так­же хри­сти­ане; бой­цы сра­жа­лись не на жизнь, а на смерть, меж­ду собой или с дики­ми зве­ря­ми. Воору­же­ние было раз­лич­ным (щит и меч, сеть и трезу­бец). Гла­ди­а­то­ры содер­жа­лись и обу­ча­лись под стро­гим кон­тро­лем в спе­ци­аль­ных шко­лах (lu­di gla­dia­to­rii). Жесто­кие и кро­ва­вые бои гла­ди­а­то­ров оста­ва­лись неспор­тив­ны­ми и вызы­ва­ли отвра­ще­ние у гре­ков, но рим­ляне при­ни­ма­ли их с вооду­шев­ле­ни­ем. Для боев гла­ди­а­то­ров стро­и­лись огром­ные аре­ны (напри­мер, Коли­зей). Под вли­я­ни­ем хри­сти­ан в 5 в. эти бои были пре­кра­ще­ны. Отго­лос­ки подоб­ных зре­лищ мож­но наблюдать в совре­мен­ной корриде.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика со сценой гладиаторского боя (т. н. «Симмахиева мозаика»).
Мрамор, известняк и стеклянная паста.
III в.
Мадрид, Национальный археологический музей.
2. МОЗАИКА. Рим.
Травля диких животных на арене.
Мозаика из виллы Боргезе.
III в.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
3. МОЗАИКА. Рим.
Бой гладиаторов.
Напольная мозаика одной из вилл.
Ок. 250 г.
Ненниг-на-Мозеле (Германия), Римская вилла.
4. МОЗАИКА. Рим.
Бой гладиаторов-пегниариев.
Часть напольной мозаики римской виллы.
Ок. 250 г.
Ненниг-на-Мозеле (Германия), Римская вилла.
5. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика со сценами гладиаторских поединков.
III в.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись гладиатора-мирмиллона Парата.
1—100 гг. н. э.
EAOR. 1. 76 = AE. 1989. 74.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
7. МОЗАИКА. Рим.
Гладиаторский бой.
Мозаика из виллы Боргезе.
Ок. 300 г.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Падающий галат.
Мрамор. Римская копия 2-й половины II в. н. э. оригинала пергамской школы 2-й половины II в. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мертвый галат.
Мрамор. Римская копия 2-й половины II в. н. э. оригинала пергамской школы 2-й половины II в. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Галат, упавший на одно колено.
Мрамор. Римская копия 2-й половины II в. н. э. оригинала пергамской школы 2-й половины II в. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА