ГОРОД. Укрепленные поселения с перпендикулярно пересекающимися улицами, святилищами богов и общественными зданиями существовали уже в 8-6-м тысячелетиях до нашей эры (Чатал-Хююк, Иерихон), но стать экономическим, политическим и культурным центром некоей территории город смог лишь тогда, когда окончательно завершилось разделение труда между городом и деревней. Приблизительно с 3500 до н. э. в Месопотамии и Египте сформировались древневосточные классовые общества и государства. Здесь происходило объединение храма и его жречества с владыкой племени и племенной аристократией. Жрецы и их служители жили в отдельных кварталах, воины, купцы и ремесленники — обособлялись по профессиональному признаку. С 8 в. до н. э. на побережье Эгейского моря возникают кварталы ремесленников, как правило, у подножия укрепленных холмов (акрополи). В 7—6 вв. до н. э. эти кварталы развиваются в античные города (греч. asty), главной отличительной чертой которых является центральная площадь с агорой (рынком), домом собраний, храмом, позже также театром и гимнасием. Экономическое и политическое единство города и деревни, выражавшееся в интенсивных торговых сношениях между городскими ремесленниками и крестьянами, населявшими прилегающие к городам земли, сохранилось и при основании колоний. Прямоугольная сетка улиц рассекла городскую территорию на участки (кварталы), оставляя свободное пространство для агоры и храма. Этот принцип развил в 5 в. до н. э. Гипподам из Милета, применявший его при закладке новых городов (Пирей, Смирна, Фурии). Римские города (civitas, urbs, municipium) строились по тому же принципу, заимствованному, по-видимому, у этрусков: из центра будущего города намечалась линия Запад—Восток, ориентированная на восход солнца (decumanus), затем перпендикулярно к ней проводилась другая — с Севера на Юг (cardo). В месте их пересечения устраивался жертвенник и оставлялось свободное пространство для форума, храма, терм, театра, после чего параллельно основным магистралям проводились все другие улицы. Квадраты, образованные пересечением главных улиц, становились кварталами города. Аналогично устроены и провинциальные римские города, в основе которых лежит принцип военного лагеря. Эллинистические и римские города в восточных провинциях соединили в себе принципы греческого и римского градостроительства. После выделения из городской территории земельных владений крупных собственников, превративших их в самостоятельные, независимые от города поместья, с 4 в. н. э. начался постепенный распад античного города как политического и культурного центра, а также центра товарного производства и торговли.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.