Словарь античности

ГОРОД. Укреп­лен­ные посе­ле­ния с пер­пен­ди­ку­ляр­но пере­се­каю­щи­ми­ся ули­ца­ми, свя­ти­ли­ща­ми богов и обще­ст­вен­ны­ми зда­ни­я­ми суще­ст­во­ва­ли уже в 8-6-м тыся­че­ле­ти­ях до нашей эры (Чатал-Хююк, Иери­хон), но стать эко­но­ми­че­ским, поли­ти­че­ским и куль­тур­ным цен­тром неко­ей терри­то­рии город смог лишь тогда, когда окон­ча­тель­но завер­ши­лось разде­ле­ние труда меж­ду горо­дом и дерев­ней. При­бли­зи­тель­но с 3500 до н. э. в Месо­пота­мии и Егип­те сфор­ми­ро­ва­лись древ­не­во­сточ­ные клас­со­вые обще­ства и государ­ства. Здесь про­ис­хо­ди­ло объ­еди­не­ние хра­ма и его жре­че­ства с вла­ды­кой пле­ме­ни и пле­мен­ной ари­сто­кра­ти­ей. Жре­цы и их слу­жи­те­ли жили в отдель­ных квар­та­лах, вои­ны, куп­цы и ремес­лен­ни­ки — обособ­ля­лись по про­фес­сио­наль­но­му при­зна­ку. С 8 в. до н. э. на побе­ре­жье Эгей­ско­го моря воз­ни­ка­ют квар­та­лы ремес­лен­ни­ков, как пра­ви­ло, у под­но­жия укреп­лен­ных хол­мов (акро­по­ли). В 7—6 вв. до н. э. эти квар­та­лы раз­ви­ва­ют­ся в антич­ные горо­да (греч. as­ty), глав­ной отли­чи­тель­ной чер­той кото­рых явля­ет­ся цен­траль­ная пло­щадь с аго­рой (рын­ком), домом собра­ний, хра­мом, поз­же так­же теат­ром и гим­на­си­ем. Эко­но­ми­че­ское и поли­ти­че­ское един­ство горо­да и дерев­ни, выра­жав­ше­е­ся в интен­сив­ных тор­го­вых сно­ше­ни­ях меж­ду город­ски­ми ремес­лен­ни­ка­ми и кре­стья­на­ми, насе­ляв­ши­ми при­ле­гаю­щие к горо­дам зем­ли, сохра­ни­лось и при осно­ва­нии коло­ний. Пря­мо­уголь­ная сет­ка улиц рас­сек­ла город­скую терри­то­рию на участ­ки (квар­та­лы), остав­ляя сво­бод­ное про­стран­ство для аго­ры и хра­ма. Этот прин­цип раз­вил в 5 в. до н. э. Гип­по­дам из Миле­та, при­ме­няв­ший его при заклад­ке новых горо­дов (Пирей, Смир­на, Фурии). Рим­ские горо­да (ci­vi­tas, urbs, mu­ni­ci­pium) стро­и­лись по тому же прин­ци­пу, заим­ст­во­ван­но­му, по-види­мо­му, у этрус­ков: из цен­тра буду­ще­го горо­да наме­ча­лась линия Запад—Восток, ори­ен­ти­ро­ван­ная на вос­ход солн­ца (de­cu­ma­nus), затем пер­пен­ди­ку­ляр­но к ней про­во­ди­лась дру­гая — с Севе­ра на Юг (car­do). В месте их пере­се­че­ния устра­и­вал­ся жерт­вен­ник и остав­ля­лось сво­бод­ное про­стран­ство для фору­ма, хра­ма, терм, теат­ра, после чего парал­лель­но основ­ным маги­ст­ра­лям про­во­ди­лись все дру­гие ули­цы. Квад­ра­ты, обра­зо­ван­ные пере­се­че­ни­ем глав­ных улиц, ста­но­ви­лись квар­та­ла­ми горо­да. Ана­ло­гич­но устро­е­ны и про­вин­ци­аль­ные рим­ские горо­да, в осно­ве кото­рых лежит прин­цип воен­но­го лаге­ря. Элли­ни­сти­че­ские и рим­ские горо­да в восточ­ных про­вин­ци­ях соеди­ни­ли в себе прин­ци­пы гре­че­ско­го и рим­ско­го гра­до­стро­и­тель­ства. После выде­ле­ния из город­ской терри­то­рии земель­ных вла­де­ний круп­ных соб­ст­вен­ни­ков, пре­вра­тив­ших их в само­сто­я­тель­ные, неза­ви­си­мые от горо­да поме­стья, с 4 в. н. э. начал­ся посте­пен­ный рас­пад антич­но­го горо­да как поли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го цен­тра, а так­же цен­тра товар­но­го про­из­вод­ства и тор­гов­ли.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КЕРАМИК • КЛОАКА • КАРИНЫ • АДУЛАС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Сирия.
Город римского и византийского периодов.
Вид со стороны Площади храмов.
Кесария.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аякс Малый (Эант Оилид) отрывает Кассандру от Палладиума в храме Афины на глазах у Приама.
Фреска в комнате 4 дома Квинта Поппея Сабина (т. н. Доме Менандра).
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Агора в Афинах.
Реконструкция Георга Релендера (Georg Rehlender) (1845—1892).
Афины.
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Вид древнейшей части Афин.

Афины.
5. АРХИТЕКТУРА. Этрурия.
Крепостная стена древнего города Розелла.
VII в. до н. э.
Розелла.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Реконструкция крыши галереи на городской стене Афин.

Афины.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Панорамный вид на Микены.

Микены.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Руины Микен.

Микены.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг амазонок (фронтальная панель).
Белый мрамор.
Ок. 170 г. н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена фриза крышки саркофага со сценами из Илиады: Ахилл волочит за колесницей тело Гектора вокруг могилы Патрокла.
Греческий мрамор. 160 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА