ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, материально-художественное наследие греческих племенных союзов, полисов, территориальных государств и федераций. Представлено бо́льшей частью комплексами архитектурно-изобразительного искусства. Становление греческого искусства после падения микенских государств совпадает со сменой бронзового века железным (12—11 вв. до н. э.). Передвижения народов, вызванные, очевидно, экспансией «народов моря» (движение носителей культуры полей погребений, дорийское вторжение), привели к гибели микенской культуры на рубеже 2—1-го тыс. до н. э. Греческая культура развивалась прежде всего на базе принесенных пришельцами племенных обычаев, а также на основе натурального и домашнего хозяйства. Для древнейшего, т. н. протогеометрического периода (11—10 вв. до н. э.), характерны керамические изделия и мелкая пластика из бронзы, обожженной глины и т. д. Возведенные из кирпича-сырца и дерева культовые сооружения мало отличались от обычных жилых строений, о чем свидетельствуют остатки фундаментов и вотивных предметов (предметов, приносимых в древности в святилища и посвящаемых божеству). Такие способы строительства сохранились до геометрического периода (9—8 вв. до н. э.), когда появилось художественное творчество — вазовая роспись, — дававшее представление о жизни людей того времени (главными сюжетами были культовые шествия, битвы, мореплавание, сцены погребений). В это же время появляются первые полисы — крупные поселения, политические и хозяйственные центры. Малоазиатские поселения опережали в своем развитии материковые полисы приблизительно на столетие. Одновременно развивалась Великая греческая колонизация (с сер. 8 в. до н. э. до сер. 6 в. до н. э.), которая привела к основанию городов на побережье Южной Италии, Сицилии и Причерноморья. С развитием торговли, возникновением ремесел, обусловивших начало денежного обращения и работорговли, усилилась социальная борьба между торгово-ремесленной и старой родовой знатью; при этом установление тирании способствовало упадку власти последней. В этот период крупных общественных перемен (7 в. до н. э.) греческое искусство сделало решающий шаг к монументальности в строительстве (храм Геры в Олимпии), скульптуре (Никандр, Нью-йоркский курос), архитектуре (фриз Приния), живописи (метопы из Ферма). В вазовой живописи восточные сказочные сюжеты и орнаменты сочетались с многоголосием местных стилей, среди которых доминировал коринфский (кувшин киджи). За первой фазой архаического периода, т. н. «ориентализирующего» стиля следовала вторая ступень — архаика 6 в. до н. э., которая в соответствии с социально-историческими преобразованиями (реформы Солона, тирания Писистрата, образование Пелопоннесского союза) отказалась от монументального наследия 7 в. до н. э. и ввела в искусство фигуры и образы из мифологических сюжетов и повседневных сцен жизни. Пробуждение самосознания личности отразилось в авторских надписях (Генелея, Клития, Эксекия) и в надписях почитателей искусства (Стезий, Онеторид, Леагр). Наряду со строительством в дорическом ордере (храм Аполлона в Коринфе) началось сооружение зданий в ионическом ордере (храм Артемиды в Эфесе, Дидимейон, храм Геры на Самосе). На примере архитектурного рельефа, фронтонов (Керкира, Дельфы, Афины), фризов (сифнийский фриз), метоп (сокровищницы сикионцев и афинян в Дельфах) можно проследить ступени развития древних плоских украшений на многих надгробиях (стела Аристиона) и посвятительных рельефах. Среди скульптурных творений выделяются многочисленные куросы (скульптуры стоящих обнаженных юношей), а также выразительная группа найденных на афинском акрополе женских статуй (коры), на которых заметны следы нанесенной когда-то краски. В вазовой живописи ведущую роль с сер. 6 в. до н. э. заняли Афины. Переход к классике в 5 в. до н. э. связан со значительными историческими событиями (свержение тирании, греко-персидские войны) и общественными переменами в Афинах, которые привели к созданию рабовладельческой демократии при Перикле. Классическим произведениям искусства была присуща уравновешенность всех частей (пондерация) растительных мотивов, фигур животных и образов людей, композиционных дополнений и т. д.) и их синтез в едином органическом целом. Эти произведения в художественной форме отражали общественную структуру демократии, где все полноправные граждане (иммигранты и рабы исключались) выступали носителями единой государственности. Дорический стиль достигает в храме Зевса в Олимпии раннеклассической, а в т. н. Тесейоне в Афинах — зрелоклассической ступени. В Парфеноне дорический ордер сочетается с элементами ионического ордера. Этот синтез, заметный также в Пропилеях, демонстрирует влияние локальных стилей в аттической классике. Храм Ники на Акрополе представляет образец аттико-ионического художественного стиля, который достигает в Эрехтейоне наиболее полного декоративного насыщения. Рельефы фронтонов, фриза и метоп Парфенона, являющихся достижениями зрелой классики, спроектированы, и отчасти выполнены Фидием. Дорическо-ионические скульптуры Олимпии знакомят с объемной аттической пластикой развитого классического стиля, которая создавалась в последнюю четверть этого столетия (фриз храма Аполлона в Бассах — Фигалии). «Дорифор» (копьеносец) работы Поликлета — воплощение классической пластики и для того времени наглядный канон (образец) идеального телосложения. Он принадлежит к ряду статуй, в которых образно выражен атлетический и военный идеал классического полиса, (так же как «Дискобол» Мирона, «Диадумен» Поликлета, «Идолино»). Образы богов (Афина Лемния, Venus Genetrix) усиливаются хрисоэлефантинной (сочетание золота и слоновой кости) техникой в статуях Зевса в Олимпии и Афины Парфенос работы Фидия. Представление об этих статуях дают подражания (статуэтки varvakion, пергамские произведения, гемма Аспазии). Изобразительное искусство создало портреты поэтов (Гомер, Софокл), философов и стратегов (Перикл работы Кресилая). Люди изображались в их общественном ранге, следовательно, воплощался образ человека как члена определенного коллектива. Мелкая пластика из бронзы и терракоты, так же как и вазовая живопись, имитировала крупные произведения, варьировала и часто воплощала окружавшую действительность, деятельность простого человека (выпечка, приготовление пищи, стрижка и т. д.). Новшества монументальной живописи, связанные с именами Полигнота, Микона, Паррасия, Аполлодора, отражались в вазовых росписях (кратер аргонавтов), а также копиях мраморных изображений («Женщины, играющие в кости» Александра). К этому времени появились мастера и в искусстве резьбы по камню (Дексамен). Борьба за власть в греческих полисах (Спарта, Афины, Фивы) в 1-й пол. 4 в. до н. э., усиление македонского царства при Филиппе II во 2-й пол. 4 в. до н. э. и подчинение Македонии греческих городов-государств, образование империи Александра Македонского и ее распад на эллинистические монархии, осуществившиеся в следующем столетии, вызвали изменения в искусстве. В 1-й пол. 4 в. до н. э. греческое искусство обозначается как постклассическое, во 2-пол. 4 в. до н. э. — как предэллинистическое, а в 3—1 вв. до н. э. — как эллинистическое искусство. В храмовой архитектуре акцент переносится на разработку фасада и внутренних помещений (храм Афины Алеи в Тегее). Это отразилось также в рациональном планировании городских кварталов (Приена) и строительстве домов, где особое значение приобрели центральные помещения (дома в Приене). Выполненный в 6 в. до н. э. из дерева с переделанной в 5 в. до н. э. каменной сценой театр Диониса в Афинах начал перестраиваться целиком из камня. Театральные строения были сооружены в Приене и Эпидавре. В них конструктивно были взаимоувязаны здания сцены и зрительного зала. Усиливался динамизм, и совершенствовалась передача объема от округления контуров и образования совершенной обзорности в 1-й пол. 5 в. до н. э. (Гермес Андрос—Фарнезе, «Савроктон» к свободной пластике 2-й пол. 5 в. до н. э. («Аполлон Бельведерский», «Афродита Книдская», «Гермес» Праксителя), к портретному искусству (бюсты Платона, Аристотеля). Это заметно также в композициях фигур на рельефах (фриз Галикарнасского мавзолея, саркофаг Александра, основание памятника музам из Мантинеи, надгробие из Илисоса, рельеф Асклепия) и на вазовых изображениях (вазы из Керчи). Наряду с аттической краснофигурной вазовой живописью, господствовавшей в 5 в. до н. э., в кон. 5 и особенно в 4 в. до н. э. развивалось раннеиталийское, в частности апулийское керамическое искусство, в котором выделяются оригинально расписанные вазы флиаков (мастер Астей), с театрально-историческими сценами. Искусство 4 в. до н. э. развивалось под влиянием творчества великих мастеров, среди которых особую славу заслужили Пракситель, Скопас и Лисипп. Творения великих живописцев этого столетия, от которых письменные источники сохранили лишь имена (Апеллес, Никий, Евфранор) и название произведений («Афродита» Анадиомена, портреты Александра), лишь в отдельных случаях предположительно могут быть связаны с сохранившимися произведениями (например, мозаика «Битва Александра с Дарием» с картиной Филоксена из Эретрии). Три последних столетия развития греческого искусства (с 3 по 1 в. до н. э.), которые относятся к периоду эллинизма, распадаются на раннюю фазу закрытого стиля (300—240/230 до н. э.), развитую фазу открытого стиля (240/230—150 до н. э.) и позднюю фазу (150—50 до н. э.). В последней, кроме влияния оригинальной позднеэллинистической ступени классицизма, наблюдаются проявления новоаттического эклектизма и архаизма. К первой фазе принадлежат статуи Демосфена, работы Полиевкта, «Афродита» Дойдалса, «Девушка» Антия; ко второй — «Фавн» Барберини, «Галлы» (большой и малый) из Пергама, «Нике Самофракийская»; к третьей — «Клеопатра» из Делоса, «Боец» Боргезе, группа Лаокоона. Отражая социальное расслоение и растущую обособленность групп и индивидуумов в эллинистическом обществе, искусство этой эпохи обратилось к изображению представителей разных общественных слоев и групп, а также людей разных возрастов («Сидящие» в Капитолийском музее, «Пьяная старуха»). Это отразилось также в искусстве индивидуального портрета (портреты Александра, Эпикура, Псевдо-Сенеки, Бостонского Гомера). Среди рельефных произведений своим тщательным оформлением выделяются Большой фриз (гигантов) и Малый фриз (фриз Телефа) алтаря Зевса в Пергаме. В жанре рельефа (рельефы Икария, Долона) отразился повышенный интерес греков к жанровым и пейзажным изображениям, что характерно также для живописи и производного от нее искусства мозаики (мозаики Диоскурида). Общедоступными для широких слоев были изготовлявшиеся в массовом количестве терракоты, особенно из Танагры и Мирины, роспись которых отчасти сохранилась. Наряду с храмовой архитектурой в дорическом (храм Афины в Пергаме) и преимущественно в ионическом ордере (храм Артемиды в Магнесии на Меандре, храм Афины в Приене) на передний план выдвигается гражданская архитектура (дома собраний, советов, гимнасии и т. д.). Для эллинистических построек свойственно применение коринфских капителей (впервые в наружных постройках на памятнике Лисикрата в Афинах, 334 до н. э.), смешение элементов различных ордеров для усиления декоративно-представительских функций. Характерны также комплексные строения (дом совета в Милете, гимнасии в Приене и Пергаме) и конструктивное оформление площадей (храм Артемиды в Магнесии, Асклепийон в Косе). Искусство малых форм представлено множеством видов ваз, украшенных богатым орнаментом, подчеркивающим нарядные формы (Гнафия, вазы «Западного склона», вазы Гадра). Излюбленной была рельефная керамика (мегарские кубки, каленские сосуды). Красноглиняная пергамская керамика заложила основы римской Terra sigillata. Чрезвычайно важное место занимало ювелирное искусство, которое в этот период достигло высшей ступени оформления украшения в античности. Развитие эллинистического искусства, образование отдельных ведущих центров культуры (Пергам, Родос, Александрия), а также заметное слияние отдельных местных стилей связаны с образованием эллинистических государственных систем и федераций. В рамках греческого искусства развивалось также искусство греческих колоний в Сицилии и Южной Италии, т. н. Magna Graecia (Великая Греция). В целом менее изысканное, оно имело, однако, оригинальные достижения, например в архитектуре, в значительной части сохранившейся (Сегеста, Акрагант, Селинунт, Пестум), а также в большой живописи (недавно обнаружены пестумские картины). Многие художественные образы и мотивы греческого искусства оказали сильное воздействие на римское искусство, на древнее христианское искусство византийской эпохи, на европейское искусство всех последующих периодов.