Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КРУ́СТЫ

Crustæ, так­же emble­ma­ta, назы­ва­лись у рим­лян рельеф­ные и рез­ные укра­ше­ния, на мел­ких изящ­ных вещах, напр. на куб­ках, кото­рые в виде шту­ка­тур­ки или моза­и­ки слу­жи­ли как бы корой и обклад­кой этих вещиц. Кро­ме бока­лов из янта­ря с тон­кой рез­ной работой, рим­ляне осо­бен­но люби­ли золотые куб­ки, в кото­рые встав­ля­лись или дра­го­цен­ные кам­ни, цели­ком, в сыром виде, или же гра­ви­ро­ван­ные кам­ни мень­шей цены; их мож­но было выни­мать, чтобы укра­шать ими дру­гие вещи, и сохра­ня­лись они в осо­бен­ных футля­рах и короб­ках (dac­ty­liothecæ). Cic. Verr. 4, 23. Plin. 35, 12, 45. Iuv. 5, 38. Так­же назы­ва­лись crus­tae мел­кие кусоч­ки мра­мо­ра раз­лич­ной фор­мы и цве­та, кото­ры­ми выкла­ды­ва­ли полы в домах, обык­но­вен­но — pa­vi­men­ta sec­ti­lia (Suet. Caes. 46) или emble­ma­ta ver­mi­cu­la­ta. Ср. Cic. de or. 3, 43. Поэто­му и худож­ни­ки, кото­рые выре­зы­ва­ли гра­ни­лом на метал­ле над­пи­си и укра­ше­ния и отде­лы­ва­ли их эма­лью, золо­том и сереб­ром, назы­ва­лись crus­ta­rii. Plin. 23, 12, 55.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 357.
Набор Себе можно верить. Обнимательные метафорические карты https://www.chitai-gorod.ru/ купить
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН • БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Эмблема напольной мозаики с бюстом Времени года.
III в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Рим.
Сатир и нимфа.
Мозаика из Помпей.
Последняя четверть II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Девушки, носящие воду от источника.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Ок. 530—510 гг. до н. э.
Приписывается мастеру Антимена.
Лондон, Британский музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Афина, убивающая Энкелада.
Краснофигурная тарелка. Аттика, Афины.
Вазописец: Ольтос? (Лувр) / круг Псиакса (Мертенс).
550—500 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Гипнос и Танатос переносят труп Сарпедона в присутствии Гермеса.
Краснофигурный кратер-калик (сторона A). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Вооружающиеся воины (Гиперох, Гиппас, Мегон, Акаст, Аxсипп).
Краснофигурный кратер-калик (сторона B). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 гг. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Кассандра и Аякс.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Кодра.
Ок. 440—430 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
9. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с буколическим пейзажем.
30—20 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет масок, 6.
10. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с масками и лирой.
60—50 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет масок, 6.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА