КОМИ́ЦИИ (Comītia). Это слово состоит из co, cum или con, и ire; следовательно, комиций (comitium) — это место собрания, а комиции (comitia) — само собрание или собравшийся народ. В римской конституции комициями назывались проводимые в обычном порядке, законные собрания народа, в отличие от сходок (conciones и concilia); или, согласно еще более строгому определению Мессалы (ap. Gell. XIII. 15), комиции — это такие собрания, которые созываются магистратами с целью поставить какой-либо вопрос на их голосование. Впрочем, это определение не охватывает все разновидности комиций, ибо в калатных комициях (comitia calata) никакие вопросы не ставились на народное голосование; в них лишь оглашались определенные объявления или свидетельствовались определенные официальные действия; но с этим единственным исключением данное определение является удовлетворительным. Греческие авторы, пишущие о римских делах, называют комиции αἱ ἀρχαιρεσίαι, τὰ ἀρχαιρέσια, ἐκκλησία и ψηφοφορία.
Все правительственные полномочия в Риме были разделены между сенатом, магистратами и народными собраниями. Собственно говоря, только народ (populus) являлся действительным сувереном, который делегировал власть магистратам и сенату; в частности, магистраты не могли совершить ни одного официального с.331 действия, не будучи уполномочены сенатом и народом. Суверенный народ, или populus, однако, не оставался всегда одним и тем же. В древнейшие времена populus в Риме состоял только из патрициев (или «отцов»), а плебс и клиенты не являлись частью populus и находились за рамками государства. Первоначальный populus делился на тридцать курий (curiae), и, таким образом, собрание этих курий, или куриатные комиции (comitia curiata), было единственным собранием, представлявшим populus. Впоследствии своего рода соединение патрициев и плебса возникло в комициях по центуриям, учрежденных царем Сервием Туллием, и с этого времени термин populus стал обозначать патрициев и плебеев вместе, собранных в центуриатных комициях (comitia centuriata). Но Сервий также осуществил территориальное разделение всей римской территории на тридцать триб, и их собрания стали называться трибутными комициями (comitia tributa), которые постепенно приобрели характер народных собраний, так что люди, собиравшиеся таким образом, тоже стали обозначаться термином populus. Рассмотрим последовательно характер, власть и сферы ответственности этих различных комиций.
I. КАЛАТНЫЕ КОМИЦИИ (COMITIA CALATA). Они и куриатные комиции были единственными собраниями, проводившимися и признававшимися в Риме до Сервия Туллия; поскольку populus, из которого они состояли, был тем же самым populus, что и в куриатных комициях, — калатные комиции могли также называть куриатными; однако у них были различные цели, руководители и места проведения. Калатные комиции проводились под руководством коллегии понтификов (Gellius, XV. 27), которая их и созывала. Их название «калатные» (от calare, т. е. vocare, созывать) объясняется тем, что помощники или служители понтификов, которых использовали для созыва собраний, назывались calatores (Serv. ad Virg. Georg. I. 268). Вероятно, собрания всегда проводились на Капитолии, перед Калабрийской курией, которая, по-видимому, являлась официальным зданием понтификов и предназначалась для этой цели (Paul. Diac. p. 49, ed Müller; Varro, De Ling. Lat. v. 1 p. 24). Относительно функций калатных комиций все авторы согласны в том, что собиравшийся народ играл лишь пассивную роль, что он сходился лишь для того, чтобы заслушать объявления и засвидетельствовать совершаемые действия. В частности, в календы каждого месяца в этих комициях народу объявляли, на какой день наступающего месяца приходятся ноны, а вероятно, также и иды, и характер всех остальных дней — а именно, являются ли они присутственными или неприсутственными (fasti или nefasti), комициальными (comitiales), праздничными (feriae) и т. д. — ибо все эти сведения в древние времена были известны только понтификам (Liv. IX. 46; Macrob. Sat. I. 15; Serv. ad Aen. VIII. 654; Varro, De Ling. Lat. VI. 4). Еще одной функцией калатных комиций была инавгурация фламинов, а после изгнания царей — также царя священнодействий (Gellius, l. c.). Третьим делом, осуществлявшимся в них, было testamenti factio, или составление завещания. Целью этого, по-видимому, было предотвращение после смерти завещателя спора относительно его воли, свидетелями которой становилось все народное собрание; и вполне вероятно, что, поскольку искусство письма в те времена еще не было достаточно известно, считалось важным, чтобы весь народ засвидетельствовал этот акт, состоявший, возможно, в устной декларации. Таким образом, народ не голосовал по вопросу о действительности или недействительности завещания, а только исполнял роль свидетеля (Gellius, XV. 27; Theophil. II. 10). В древнейшие времена собрания, специальной целью которых было засвидетельствование завещаний народом, проводились дважды в год (Gaius, II § 101); но постепенно этот обычай вышел из употребления (Gaius, II § 103). Четвертой функцией калатных комиций было detestatio sacrorum — вероятно, акт, связанный с testamenti factio, то есть, торжественное заявление, предписывающее наследнику взять на себя частные священнодействия (sacra privata) завещателя при получении его имущества (Gellius, XV. 27, ср. VII. 12). Уже упоминалось о том, что первоначально куриатные комиции состояли только из членов курий, так что в этом отношении они были подобны куриатным комициям; однако из слов Геллия (eorum autem alia esse curiata, alia centuriata) ясно, что после Сервия Туллия должно было существовать два вида калатных комиций: один из них созывался ликтором по куриям, а второй — горнистом по центуриям. О функциях этих последних комиций нет совершенно никакой информации, хотя вполне возможно, что понтифики делали в них все объявления, связанные с календарем, ибо эти вопросы касались всего населения, а не только populus (Macrob. и Serv. ll. cc.); кроме того, возможно, в калатных центуриатных комициях собравшемуся народу представлялись завещания плебеев, подобно тому, как в куриатных комициях завещания представлялись собравшимся куриям.
II. КУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ (COMITIA CURIATA) (ἐκκλησία φρατρική или φατριακή) имели гораздо большее значение, чем калатные, ибо здесь народ не просто присутствовал в пассивной роли, но должен был голосованием решать, следует ли принять или отвергнуть представленную ему меру. Поскольку populus сначала представлял собой лишь совокупность действительных граждан, то есть, патрициев или тех, кто входил в курии, — никто, кроме членов курий (то есть, патрициев) не имел права участвовать в этих собраниях. Вопрос о том, имели ли клиенты патрициев право голоса в куриатных комициях, является спорным; но весьма вероятно, что, когда они появлялись на этих собраниях, то могли выступать только в роли слушателей и зрителей. В царский период куриатные комиции созывал сам царь или его трибун целеров, а в отсутствие царя — префект города (Liv. I. 59). После смерти царя комиции проводил интеррекс. В республиканский период их руководителем всегда был один из высших патрицианских магистратов, то есть, консул, претор или диктатор (Cic. De Leg. Agr. II. 11, 12; Liv. IX. 38). Комиции созывались ликторами или глашатаями (Gellius, XV. 27; Dionys. II. 7). Голоса подавались по куриям, каждая курия имела один коллективный голос, но внутри курии каждый принадлежащий к ней гражданин имел независимый голос, и большинство членов курии определяло решение курии в целом (Gell. l. c.; Liv. I. 43; Dionys. II. 14, IV. 20, 84, V. 6). А так как курий было тридцать, принять решение относительным большинством было невозможно, и большинство всегда должно было составлять 16 курий. Как решался вопрос в случае, если 15 курий голосовали за, а 15 против — с.332 неясно; тот факт, что для собрания было выбрано или сохранено неудобное число 30, можно объяснить только тем, что число три и его кратные имели определенное сакральное значение во всех вопросах, связанных с конституцией. Порядок голосования курий не был установлен никаким регламентом, но, по-видимому, курия, голосовавшая первой и называвшаяся principium, определялась жребием (Liv. IX. 38). Прочие детали, связанные со способом голосования, неизвестны. Куриатными комициями всегда руководило то лицо, которое их созвало, — то есть, в царский период сам царь или тот, кто действовал в качестве его наместника, — и собрание всегда происходило в комиции.
Говоря о полномочиях и функциях куриатных комиций, следует прежде всего иметь в виду, что в древности никакие комиции не имели права инициировать какую-либо меру, вносить поправки или обсуждать достоинства и недостатки представленных им предложений. Все, что они могли — это принять или отвергнуть любую представленную им меру, так что все предложения в сущности являлись всего лишь рогациями (populus rogatur), которые народ принимал, используя формулу uti rogas (как предлагаешь), или отклонял, используя формулу antiquo (по-старому). То, что принималось таким образом, становилось законом для царя и сената не в меньшей степени, чем для народа. Главными вопросами, которые решал народ, было избрание магистратов, включая самих царей, принятие законов, объявление войны и мира, смертная казнь римских граждан (Dionys. II. 14, IV. 20, IX. 41) и, наконец, некоторые дела курий и родов. В царский период единственным магистратом, в чьем лице соединялись полномочия всех республиканских должностных лиц, был сам царь. Он назначал всех прочих должностных лиц, за исключением квесторов, избиравшихся народом (Ulpian, Dig. II. 13; но ср. Tac. Ann. XI. 22; QUAESTOR). Что касается выборов царя, то, как и в других вопросах, собрание было ограничено теми кандидатурами, которые от имени сената предлагал руководитель собрания; то есть, после того, как сенат принимал постановление о выборах, интеррексы определяли кандидатов, из которых должен был быть выбран царь, и затем представляли их куриям (Dionys. IV. 34, 40, 80, II. 58, 60; III. 36; Liv. I. 17; Cic. De Re Publ. II. 13; ср. INTERREX и REX). Жрецов, таких, как курионы и куриальные фламины, также избирали или, во всяком случае, инавгурировали курии (Dionys. II. 22; Gell. l. c.), до тех пор, пока позднее, в 104 г. до н. э. Домициев закон не передал назначение всех жреческих коллегий трибутным комициям. Законодательные предложения вносил в курии царь или сенат, и курии могли либо принять их, дав им силу закона, либо отвергнуть. Такие законы, относящиеся к царскому периоду, назывались царскими законами (leges regiae); их число не могло быть большим, поскольку основные правила поведения были освящены и твердо установлены обычаями и религией, и не было никакой необходимости в принятии формальных законов. Право принятия окончательного решения о жизни римских граждан (judicia de capite civis Romani), как сообщается, передал народу царь Тулл Гостилий (Liv. I. 26, VIII. 33; Dionys. III. 22); и до конституции Сервия Туллия эта привилегия, конечно, принадлежала только патрициям, для которых она представляла собой не что иное как право апелляции к собранию равных себе на приговор царя или судьи. Когда Валерий Публикола возобновил этот закон, он должен был распространиться также и на плебеев. Четвертым правом народного собрания было право принятия решений о войне и мире, но вновь решение могло быть принято только по предложению царя. В том, что касается объявления войны, нет никаких сомнений (Liv. I. 32; Gellius, XVI. 4; Dionys. VIII. 91, IX. 69); но нет никаких упоминаний о том, что populus когда-либо имел какое-либо отношение к заключению мирных договоров; никаких признаков этого не наблюдается еще долгое время после основания республики, поэтому справедливо будет предположить, что в древнейшие времена заключение мира было предоставлено царю (или консулам) и сенату и что Дионисий, как и во многих других случаях, перенес более поздний обычай на ранние времена. Помимо этих наиболее важных функций курии, несомненно, имели множество других, связанных с собственным внутренним управлением; среди них можно назвать следующее: ни один новый член не мог быть принят в курию (ни путем кооптации (cooptatio) иноземцев, ни путем зачисления (adlectio) плебеев) без согласия собрания курий; и ни одно усыновление (arrogatio) не могло состояться без участия курий, собравшихся под председательством понтификов. Согласие курий в таких случаях обозначалось термином «куриатский закон» (lex curiata) (Gellius, V. 19; Tac. Hist. I. 15). Следует также отметить, что после избрания магистрата, предложенного собранию (например, царя), populus проводил еще одно собрание, на котором его официально вводили в новую должность. Эта формальность называлась «куриатский закон об империи» (lex curiata de imperio), а также о праве созывать комиции (Liv. V. 52; Dion Cass. XXXIX. 19, XLI. 43; Cic. De Leg. Agr. II. 12). Только после торжественного введения магистрата в должность он становился magistratus optima lege или optimo jure, то есть, полностью приобретал все права и привилегии своей должности.
До времен Сервия Туллия куриатные комиции были единственным народным собранием в Риме и, конечно, безраздельно пользовались всеми вышеперечисленными правами; но конституция этого царя вызвала значительные изменения, передав новому народному собранию — центуриатным комициям — основные права, ранее принадлежавшие куриям. Право избрания магистратов, решения вопроса о войне, принятия законов и обжалования приговоров, касающихся жизни и смерти римских граждан, таким образом, перешло к центуриатным комициям. Но поскольку патрициям пришлось разделить свои права с плебеями, они оставили за собой весьма важное право одобрения или отклонения любого решения, принятого центуриями. Даже помимо их права принимать окончательное решение по этим вопросам, куриатные комиции, по-видимому, обладали значительной властью в некоторых областях управления (по крайней мере — какое-то время); так, сообщается, что решение об отмене царской власти и основании республики было принято куриями (Dionys. IV. 75, 84); также они решали вопрос об имуществе последнего царя (Dionys. V. 6) и о наградах лицам, сообщившим информацию о заговоре (V. 57). Утверждение решений, принятых центуриями, часто обозначается выражением «отцы одобряют» (patres auctores fiunt), и до времени с.333 Публилиева закона ни одно постановление центурий не могло стать законом без такого одобрения. Вряд ли необходимо упоминать о том, что до конца своего существования курии сохраняли за собой те права, которые касались благосостояния самих этих сообществ и связанных с ними религиозных обрядов. Ниже следует перечень полномочий и функций, которые курии продолжали осуществлять до конца республики.
1. Они передавали избранным магистратам империй и право осуществления ауспиций; это делалось с помощью куриатского закона об империи. Однако с течением времени это право должно было превратиться в простую формальность, и во времена Цицерона (ad Att. IV. 18, ad Fam. XIII. 1) люди даже могли планировать привлечь на свою сторону трех авгуров, чтобы заявить, что они присутствовали в куриатных комициях, передавших империй, хотя в действительности такие комиции вообще не проводились. Этот факт свидетельствует о том, что в то время очень немногие обращали внимание на эти комиции и передачу империя в них (если вообще кто-то их замечал). (ср. Cic. ad Fam. I. 9, ad Q. Fratr. III. 2).
2. Инавгурация определенных жрецов, таких как фламины и царь священнодействий, хотя это происходило в тех куриатных комициях, которые назывались калатными. По всей вероятности, верховный курион вступал в должность, если не избирался, в куриатных комициях (Liv. XXVII. 8).
3. Внутренние дела самих курий и связанных с ними семей; но большинство из них рассматривались только в калатных комициях (см. выше). Собственно куриатные комиции превратились в простую формальность уже ко времени Пунических войн, и древнее разделение на курии приходило в забвение по мере того, как постепенно теряло свою значимость: место патрициев заняли нобили или оптиматы, а комиции патрициев стали всего лишь пустой видимостью (Cic. De Leg. Agr. II. 12), и вместо тридцати курий, самостоятельно осуществлявших голосование, эта церемония проводилась тридцатью ликторами. Патрицианские калатные комиции просуществовали гораздо дольше, особенно ради усыновлений, которые в период империи стали делом определенной важности [ADOPTIO].
III. ЦЕНТУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ (COMITIA CENTURIATA, ἡ λοχῖτις ἐκκλησία). Целью законодательства Сервия Туллия было объединение различных элементов, из которых состоял римский народ, в единое политическое целое, где власть и влияние определялись бы имуществом и возрастом. С этой целью в ходе своего ценза он разделил всю совокупность римских граждан на шесть имущественных классов и 193 центурии (λόχοι) или голосующих единицы, от которых собрания, где граждане голосовали, получили название «центуриатные комиции» [CENSUS]. Таким способом Сервий осуществил слияние тимократии и аристократии; а бедные граждане, хотя и взаимодействовали со своими более состоятельными собратьями на условиях равенства, но не имели возможности оказывать сколько-нибудь значительное влияние на общественные дела, ибо более богатые классы голосовали первыми, и если договаривались между собой, то формировали большинство прежде, чем более бедные классы вообще могли приступить к голосованию. Чтобы сделать эти общие наблюдения более понятными, необходимо дать некоторое представление о цензе, учрежденном Сервием Туллием и о способе распределения голосов между несколькими подразделениями людей. Народ в целом рассматривался как армия (exercitus, или, в соответствии с более древним термином, classis) и, следовательно, был разделен на две части: конница (equites) и пехота (pedites), хотя ни в коем случае не обязательно считать, что эти люди собирались вооруженными. Пехота подразделялась на пять классов или, как пишет Дионисий, на шесть классов, ибо он считает шестым классом всю совокупность людей, чье имущество не достигает ценза пятого класса. От класса, к которому принадлежал гражданин, зависело то, какой трибут (tributum), или военный налог, он должен платить, какой род службы он должен нести в армии и с каким вооружением он должен служить. Но для голосования в комициях каждый класс подразделялся на несколько центурий (centuriae, вероятно, так как считалось, что каждая включает 100 человек, хотя центурии могли значительно различаться по количеству людей в них), половина из которых состояла из старших, а вторая половина — из младших. Далее, каждая центурия обладала одним голосом, так что класс имел столько голосов, сколько в нем было центурий. Подобным же образом всадники были разделены на несколько центурий или голосующих единиц. Два основных источника по этому разделению — Ливий (I. 43) и Дионисий (IV. 16, &c., VII. 59); в прилагаемой таблице приводится ценз, а также количество центурий или голосов, установленное для каждого класса, и порядок их голосования.
По Ливию | По Дионисию | ||
I класс | Ценз: |
I класс | Ценз: 100 мин. |
40 старших центурий. | 40 старших центурий. | ||
40 младших центурий. | 40 младших центурий. | ||
2 центурии мастеров. | |||
II класс | Ценз: |
II класс | Ценз: 75 мин. |
10 старших центурий. | 10 старших центурий. | ||
10 младших центурий. | 10 младших центурий. | ||
2 центурии мастеров (одна голосовала со старшими, вторая с младшими). | |||
III класс | Ценз: |
III класс | Ценз: 50 мин. |
10 старших центурий. | 10 старших центурий. | ||
10 младших центурий. | 10 младших центурий. | ||
IV класс | Ценз: |
IV класс | Ценз: 25 мин. |
10 старших центурий. | 10 старших центурий. | ||
10 младших центурий. | 10 младших центурий. | ||
2 центурии горнистов и трубачей (одна голосовала со старшими, вторая с младшими). | |||
с.334 | |||
V класс | Ценз: |
V класс | Ценз: 121/2 мин. |
15 старших центурий. | 15 старших центурий. | ||
15 старших центурий. | 15 старших центурий. | ||
3 центурии запасных, горнистов, трубачей. | VI класс | Ценз: ниже 121/2 мин. | |
1 центурия учитываемых персонально (capite censorum). | 1 центурия учитываемых персонально (capite censorum). |
Согласно как Ливию, так и Дионисию, восемнадцать центурий всадников голосовали перед старшими центуриями первого класса; таким образом, всего было 194 (по Ливию) или 193 (по Дионисию) голосующих центурии. Четное число центурий у Ливия — 194 — делало бы невозможным обязательное достижение большинства в комициях, поэтому было сделано предположение, что он ошибся с тремя центуриями запасных, горнистов и трубачей, которые он добавляет к пятому классу. По-видимому, Дионисий представляет этот вопрос в правильном свете, что подтверждается Цицероном (De Re Publ. II. 22), описывающим девяносто шесть центурий как меньшинство; однако в других вопросах Цицерона невозможно согласовать как с Ливием, так и с Дионисием; эта проблема, вероятно, никогда не будет удовлетворительно решена, поскольку текст испорчен. Прочие расхождения между Ливием и Дионисием не имеют большого значения. Они заключаются в том, какое место занимали две центурии мастеров и две центурии горнистов и трубачей, и в том, каков был ценз пятого класса. В последнем вопросе градация Дионисия, по крайней мере, более последовательна, и поэтому его следует предпочесть Ливию. Что касается мест, отводимых четырем центуриям, то невозможно определить, кто прав: Ливий или Дионисий, — и мы лишь можем сказать, что Цицерон не соглашается ни с одним из них, приписывая к первому классу только одну центурию плотников.
Таким образом, все римские граждане, как патриции, так и плебеи, владевшие определенной собственностью, получили право участвовать и голосовать в центуриатных комициях, и никто не был исключен, кроме рабов, иноземцев, женщин и эрариев. Младшими были мужчины в возрасте от 17 до 46 лет, а старшими — все мужчины старше 46 лет. Порядок голосования был определен так, что если 18 центурий всадников и 80 центурий первого класса принимали предложение, то вопрос сразу оказывался решенным и не было необходимости в голосовании прочих классов. Таким образом, хотя все римские граждане являлись в эти комиции на равных основаниях, но, несомненно, бо́льшая власть находилась в руках богатых.
Что касается функций центуриатных комиций, то в целом следует отметить, что Сервий передал центуриатным комициям все дела, ранее принадлежавшие куриатным комициям; то есть, они получили право избрания высших магистратов, принятия законов, объявления войны, а впоследствии также заключения мира с иноземными народами.
(a) Избрание магистратов. Посоветовавшись с сенатом по поводу выдвинутых кандидатур, руководящий магистрат ставил их на голосование. Центурии избирали следующих магистратов: консулов (в этом случае комиции назывались консульскими, comitia consularia, Liv. I. 60, X. 11), преторов (отсюда преторские комиции, comitia praetoria, Liv. VII. 1, X. 22), военных трибунов с консульской властью (Liv. V. 52), цензоров (Liv. VII. 22, XL. 45) и децемвиров (Liv. III. 33, 35). Известны также примеры избрания центуриями проконсулов, но это происходило лишь в чрезвычайных случаях (Liv. XXXIII. 30, XXXIV. 18).
(b) Законодательная деятельность. Первоначально законодательные полномочия центурий состояли в принятии или отклонении предложений, вносимых руководящим магистратом в форме сенатского постановления, так что собрание не имело законодательной инициативы, а лишь голосовало по тем мерам, которые представлялись ему по решению сената. Когда центурии принимали предложение, оно становилось законом (lex). Первым принятым центуриями законом, о котором сообщается в источниках, был lex Valeria de provocatione (Cic. De Re Publ. II. 31); законы 12 таблиц также были одобрены центуриями.
(c) Решение о войне, на основании постановления сената, также принималось центуриями и часто упоминается. Обычно считается, что они также принимали решения о заключении мира и договоров, но Рубино (Ueber Röm. Staatsverf. p. 259, &c.) убедительно доказал, что в ранней республике и, вероятно, до Кавдинского мира, это было не так; мир заключался путем обычного постановления сената, без всякого участия народа.
(d) Высшая политическая власть. Прежде всего, центуриатные комиции были высшим апелляционным судом (Dion Cass. XXXIX. 27, &c.; ср. APPELLATIO), во-вторых, они должны были рассматривать все преступления против государства; таким образом, ни одно дело об измене (perduellio) и оскорблении величества римского народа (majestas) и ни одно дело, затрагивающее жизнь римского гражданина, не могло быть решено иным судом (Cic. p. Sext. 30, 34, De Re Publ. II. 36, De Leg. III. 4; Polyb. VI. 4, 14). Это последнее право возобновил или установил Валериев закон (Plut. Publ. 11), и Спурий Кассий был осужден центуриатными комициями. Нет причин считать, что законы 12 таблиц в этом отношении увеличили власть центурий; по-видимому, Сервий Туллий, в соответствии со своими принципами, должен был сделать свое народное собрание одновременно высшим судебным органом.
После осуществления всех вышеназванных полномочий центурий требовалось их одобрение куриями; лишь при наличии этой санкции их решения вступали в силу и становились обязательными. Избрание магистрата или принятие закона требовало одобрения курий, хотя и совершалось на основе постановления сената. Но с течением времени собрание избавилось от власти курий, которая превратилась в простую формальность и, наконец, курии стали обязаны заранее давать свое согласие на любое решение, которое примут центурии. Это было установлено Публилиевым законом в 337 г. до н. э. (Liv. VIII. 12). Став достаточно сильными, чтобы обходиться без санкции курий, центурии приобрели также право обсуждения и решения вопросов, которые не были поставлены с.335 перед ними в форме постановления сената; то есть, они получили возможность инициировать законопроекты. При избрании магистратов комиции первоначально не имели права выбрать кого-либо, кроме тех, кто был предложен руководящим магистратом (который сам полностью повиновался постановлению сената), но с течением времени народ упрочил свои права настолько, что обязал руководящего магистрата без предварительной санкции сената предлагать любого кандидата, который мог выдвинуть себя сам. Это изменение произошло около 482 г. до н. э. При принятии законов сенатское постановление представлялось народу консулом или сенатором, инициировавшим предложение, причем за 17 дней до этого оно должно было быть обнародовано, чтобы народ имел возможность ознакомиться с характером предлагаемого закона (Appian, de Bell. Civ. I. 59; Cic. p. Sext. 51, in Pison. 15). Неясно, требовалось ли комициям сенатское постановление в тех случаях, когда они действовали как верховный суд; по крайней мере, нет никаких упоминаний о постановлениях сената в подобных случаях.
Центуриатные комиции можно было проводить только в комициальные или присутственные дни, в которые дозволялось вести дела с народом, и количество таких дней в году было около 190 (Varro, de L. L. VI. 29; Festus, s. v. Comitiales dies; Macrob. Sat. I. 16); но в неприсутственные дни (то есть в дни, посвященные богам (dies festi), праздничные (feriati); ср. DIES) и, первоначально, также в нундины, комиции не могли собираться, до тех пор, пока в 287 г. до н. э. Гортензиев закон не постановил считать нундины присутственными днями (Macrob. Sat. I. 16), так что с тех пор комиции разрешено было созывать и в нундины, хотя это случалось редко (Cic. ad Att. I. 14). Комиции для принятия законов могли проводиться даже не во все присутственные дни (Cic. de prov. Cons. 19). Комиции для выборов магистратов происходили каждый год в определенный период, хотя от сената и консулов зависело, захотят ли они, чтобы выборы состоялись раньше или позже обычного. (Cic. p. Mil. 9, ad Fam. VIII. 4, p. Muren. 25).
Местом сбора центурий было Марсово поле (Cic. ad Q. Frat. II. 2; Dionys. IV. 84, VII. 59), где находилась септа для голосующих, шатер (tabernaculum) для руководителя собрания и общественное здание (villa publica) для авгуров (Cic. p. Rab. Perd. 4; Gellius, XIV. 7; Varro, de Ling. Lat. VI. 87). Комициями руководил тот же магистрат, который их созывал, и это право было привилегией консулов, а в их отсутствие — преторов (Cic. ad Fam. X. 12). Созывать комиции и руководить ими также могли интеррекс и диктатор или его представитель — начальник конницы (Liv. VIII. 23, XXV. 2; Cic. De Leg. II. 4). В начале республики комиции для избрания первых консулов созывал префект города (Liv. I. 60); а цензоры собирали народ только ради ценза и люстра (Varro, De L. L. VI. 86). В случаях, когда собрание созывалось как верховный суд, им также могли руководить низшие магистраты с разрешения консулов (Liv. XXVI. 3). Одной из главных обязанностей руководителя комиций, которую он должен был выполнить до проведения комиций, было осуществление ауспиций (auspicari). С этой целью магистрат в сопровождении авгура рано утром выходил из города и выбирал место для ауспиций (tabernaculum или templum). Там авгур начинал свои наблюдения и высказывал мнение о том, можно ли проводить комиции или же их следует отложить на другой день. Это заявление сообщалось магистрату, и если ауспиции были благоприятными, то созывался народ; это совершалось с помощью трех последовательных и самостоятельных актов: первым было общее приглашение прийти на собрание (inlicium, Varro, De L. L. VI. 94, ср. 86, 88). В то же время, когда это приглашение провозглашалось вокруг стен (circum moeros) или со стен (de moeris), звучал сигнал горна; поскольку этот сигнал был более слышимым, некоторые авторы упоминают только его, без inlicium (Gellius, XV. 27; Varro, De L. L. V. 91). Когда по этому сигналу народ собирался в беспорядочную толпу, следовал второй призыв акценза, или призыв ad concionem или conventionem; то есть, к правильному собранию; после этого толпа разделялась, группируясь по классам и возрастам (Varro, De L. L. VI. 88). Затем появлялся консул, приказывал людям явиться на центуриатные комиции и выводил всю армию (exercitus) — ибо в этих комициях римский народ всегда рассматривался как exercitus — из города, на Марсово поле (Varro, l. c.; Liv. XXXIX. 15). С древнейших времен было принято, что в то время, когда народ собирался на Марсовом поле, вооруженный отряд занимал Яникул, чтобы защитить город от внезапного нападения соседних народов, и все время, пока продолжалось собрание, на Яникуле был поднят флаг. Этот обычай продолжал соблюдаться даже в то время, когда Рим мог больше не бояться соседних народов (Liv. l. c.; Gell. XV. 27; Macrob. Sat. I. 16; Dion Cass. XXXVII. 27, &c.; Serv. ad Aen. VIII. 1). После того, как в соответствии с правилами народ собирался, собрание начиналось с торжественного жертвоприношения и молитвы руководителя, который затем занимал свое место на трибунале (Dionys. VII. 59, X. 32; Liv. XXXI. 7, XXXIX. 15; Cic. p. Muren. 1; Liv. XXVI. 2). После этого руководитель открывал собрание, представляя гражданам требующий решения вопрос, ради которого они были созваны, и завершал это представление словами: «Постановите и одобрите, квириты…» (velitis, jubeatis Quirites…), например, «…объявление войны» (…bellum indici), или «…лишение М. Туллия огня и воды» (…ut M. Tullio aqua igni interdictum sit), или какой-то иной вопрос. Эта формула была неизменной во всех комициях, и все представление председательствующего магистрата в целом называлось рогацией (rogatio) (Liv. IV. 5, VI. 40, XXI. 17, XXII. 10, XXX. 43; Cic. De Fin. II. 16, in Pison. 29, p. Dom. 17, 30; Gell. V. 19). Когда комиции собирались для выборов, руководящий магистрат должен был зачитать имена кандидатов и мог использовать свое влияние для рекомендации того из них, кого считал наиболее подходящим для данной должности (Liv. X. 22, XXII. 35). Однако он не был обязан называть всех тех, кто выдвинул свои кандидатуры; например, если кандидат не достиг законного возраста, или если он добивался какой-то должности, не занимая перед этим предыдущих должностей, которые по закону должен был пройти, или если существовало еще какое-то законное препятствие; более того, председатель мог заявить, что в случае избрания того лица, против которого он представил возражение, он не призна́ет законность этих выборов (Liv. III. 21, XXIV. 7; Val. Max. III. 8 § 3). Если собрание созывалось для принятия закона, то руководитель обычно рекомендовал предложение или с.336 мог предоставить слово другим лицам, по их желанию, чтобы они выступили за этот закон или против него (Concionem dare, Liv. III. 71 XXXI. 6, &c., XLII. 34; Appian, De B. C. I. 11; Dion Cass. XXXVIII. 4; Quintil. II. 4 § 3). В этом случае обычно частные лица говорили прежде магистратов; до времени Гракха выступающие ораторы обращались лицом к комицию и зданию сената (Dion Cass. XXXIX. 35; Cic. Lael. 25; Plut. C. Gracch. 5, Tib. Gracch. 14). Когда комиции действовали в качестве верховного суда, руководящий магистрат объявлял преступление, предлагал назначить преступнику наказание и затем позволял другим лицам выступать в защиту обвиняемого или против него.
После того, как представленный собранию вопрос был в достаточной мере обсужден, председательствующий магистрат призывал народ приготовиться к голосованию словами: «Идите же, да сопутствуют вам боги, голосуйте» (ite in suffragium, bene juvantibus diis) (Liv. XXXI. 7). Затем он переходил ручей Петрония и входил в септу. Если число граждан, присутствовавших на собрании, оценивалось как слишком маленькое, то решение могло быть отложено на другой день, но это происходило редко, и обычно вопрос ставился на голосование, если каждая центурия была представлена хотя бы несколькими гражданами (Liv. VII. 18; Cic. p. Sext. 51, de Leg. Agr. II. 9; Plut. Tib. Gracch. 16; Dion Cass. XXXIX. 30). По вопросу о том, как происходило голосование в древнейшие времена, мнения разделились: некоторые считают, что голоса отдавались устно (viva voce), а другие — что с помощью камешков (calculi) или обоими способами, хотя представляется более вероятными, что использовались камешки. Законы о голосовании табличками (Leges tabellariae) изменили этот порядок и установили, что голоса должны подаваться письменно [LEGES TABELLARIAE]. Но до принятия leges tabellariae у входа в септу стояли сборщики голосов (rogatores), которые спрашивали каждого гражданина о его выборе, записывали ответ и использовали его для определения выбора каждой центурии; впоследствии они собирали голоса, поданные письменно (Dionys. VII. 64). В законодательных собраниях, вероятно, с древнейших времен голосующий обозначал свое несогласие словом antiquo («по-старому»), а согласие — uti rogas («как предлагаешь») (Liv. VI. 38, X. 8, XXX. 43, XXXI. 8, XXXIII. 25; Cic. de Leg. II. 10). Во время выборов сборщику голосов называли имя выбранного кандидата, а тот отмечал голоса «за» точками напротив его имени; отсюда «puncta ferre» — выиграть выборы (Liv. X. 13, 22, XXIX. 22). Обычай голосования на выборах табличками с написанными именами кандидатов был установлен в 139 г. до н. э. законом Габиния о голосовании табличками (Cic. de Leg. III. 16); через два года Л. Кассий установил такой же порядок для тех случаев, когда комиции действовали как верховный суд (Cic. Brut. 27), а впоследствии он был введен также и в законодательных собраниях и в тех случаях, когда комиции судили граждан за измену (perduellio) [LEGES TABELLARIAE]. Для голосования по законодательным предложениям каждый человек получал две таблички, одна из которых была помечена U, а вторая — A (uti rogas и antiquo, Cic. ad Att. I. 14). На выборах граждане получали чистые таблички, на которых могли написать имя выбранного кандидата (Cic. Phil. XI. 8; Plut. C. Gracch. 5, Cat. Min. 46; Plin. Epist. IV. 25). На судебных собраниях каждый гражданин получал две таблички, помеченные A (absolvo, оправдываю) и C (condemno, осуждаю), а также, вероятно, третью табличку с буквами N. L. (non liquet, не ясно), хотя этот вопрос не вполне определен. На Марсовом поле находилась септа или огороженное пространство (неизвестно, существовало ли оно с древнейших времен), куда приглашали для голосования один класс за другим. Первыми входили восемнадцать центурий всадников, за ними первый класс и т. д. Низший класс призывали к голосованию крайне редко, так как это было необходимо лишь в тех случаях, когда первый класс не соглашался со всадниками (Dionys. IV. 20, VII. 59, VIII. 82, X. 17; Liv. I. 43). После того, как центуриатные комиции были соединены с трибутными, перед каждым собранием вокруг общественного здания огораживалось более широкое пространство, разграниченное на отделения для нескольких триб. Все это огороженное пространство называлось ovile, septa, carceres или cancelli; позднее было возведено каменное здание, вмещающее весь народ; оно разграничивалось на отделения для классов, а также для триб и центурий; попасть в эти отделения можно было по узким проходам, называвшимся мосты (pontes) или мостки (ponticuli). Входя, граждане получали таблички (Cic. ad Att. I. 14, de Leg. III. 17, in Pis. 15, p. Planc. 6); посовещавшись внутри ограды, они вновь выходили из них по мосткам, на которых бросали свои таблички в ящик (cista) под наблюдением сборщиков голосов. Затем сборщики голосов собирали таблички и передавали их счетчиками (diribitores), которые распределяли и подсчитывали голоса и затем отдавали их наблюдателям (custodes), еще раз отмечавшим их точками на табличке (ср. Cic. in Pis. 15 — «vos rogatores, vos diribitores, vos custodes tabellarum»). Порядок голосования центурий, установленный Сервиевой конституцией, описан выше, но после объединения центурий и триб порядок стал определяться по жребию, и это был немаловажный вопрос, ибо часто случалось, что голосование первых определяло решение последующих. Голосование, конечно, продолжалось до тех пор, пока не будет достигнуто большинство. В ходе выборов победившего кандидата объявляли дважды — первый раз глашатай, второй раз — руководящий выборами магистрат, и без такого извещения (renuntiatio) выборы не считались состоявшимися. После окончания собрания руководитель произносил молитву (Cic. p. Planc. 6, p. Muren. 1) и распускал собрание словами «расходитесь» (discedite).
Часто упоминаются случаи, когда процедуре собрания что-то препятствовало, так что необходимо было перенести его на другой день. Это случалось:
1. когда выяснялось, что ауспиции неблагоприятны, или боги дождем, громом или молнией обнаруживали свое недовольство;
2. когда народный трибун налагал запрет (Liv. XLV. 21; Dionys. VI. 89; Cic. in Vat. 2);
3. когда солнце заходило раньше, чем заканчивалось собрание, — ибо считалось, что ауспиции действительны лишь в течение одного дня, с восхода до заката (Varro, De L. L. VII. 51; Dion Cass. XXXIX. 65; Liv. X. 22, XLI. 17; Dionys. IX. 41);
4. когда имел место morbus comitialis, т. е., когда с одним из присутствовавших граждан случался эпилептический припадок (Dion Cass. XLVI. 33; Gellius, XIX. 2; Macrob. Sat. II. 8);
5. когда на Яникуле спускали флаг, что служило сигналом, которому с.337 должны были повиноваться все граждане (Liv. XXXIX. 15; Dion Cass. XXXVII. 27; Macrob. Sat. I. 16);
6. когда в городе вспыхивал мятеж или восстание, что постоянно случалось в конце республики (Cic. p. Sext. 36).
Во всех этих случаях собрание должно было продолжить свое дело в какой-то другой день, иногда уже назавтра. Единственным исключением, по-видимому, были выборы цензоров; ибо если обоих цензоров не удавалось избрать в один день, то выборы необходимо было начинать заново, а если избран было только один цензор, то его выборы считались недействительными (Liv. IX. 34).
IV. ТРИБУТНЫЕ КОМИЦИИ (COMITIA TRIBUTA, ἐκκλησία φυλετική). Эти собрания также были учреждены конституцией Сервия Туллия, который разделил римскую территорию на тридцать территориальных триб. Ввиду того, что первоначально эти подразделения по своему характеру были чисто топографическими, они имели мало значения для государства, или даже совсем никакого; но с течением времени эти территориальные подразделения образовали политический союз, и собрания по трибам стали самыми грозными противниками собраний по центуриям. Ответ на вопрос о том, какая часть населения Рима имела право участвовать в трибутных комициях, зависит от того, были ли трибы учреждены как территориальные организации всего народа (патрициев и плебеев) или же они были предназначены только для плебеев. Большинство современных авторов приняли мнение Нибура о том, что патриции не считались членами триб и, соответственно, не имели право участвовать в их собраниях до времен законодательства децемвиров. Этот вопрос не может быть решен с помощью убедительных свидетельств; но, во всяком случае, пока еще не было приведено аргументов, достаточных для опровержения мнения Нибура; ибо тот факт, что патриции и их клиенты присутствовали на месте собрания (Liv. II. 56) с целью устроить беспорядки в трибутных комициях и помешать им принять решение, не доказывает, что они имели право голоса. После децемвирата патриции имели право голоса в собраниях по трибам, которые тогда тоже созывались высшими магистратами (Liv. III. 71; ср. TRIBUS).
Первоначально собрания по трибам имели лишь местную власть; они предназначались для сбора трибута и обеспечения набора в армию (Dionys. IV. 14, &c.); кроме того, они могли обсуждать внутренние дела каждой трибы, такие как строительство или поддержание в порядке дорог, водоемов и т. п. Но их влияние постепенно увеличивалось, ибо плебс становился более многочисленным, чем патриции, находился на стадии роста и развития и возглавлялся активными и энергичными трибунами; так что внутреннее управление триб постепенно приобретало характер управления внутренними делами республики, тогда как центуриатные комиции были рассчитаны скорее на то, чтобы представлять государство в его взаимоотношениях с другими странами. По мере усиления плебса он претендовал на большее; каждая победа все сильнее воодушевляла его, и таким образом трибутные комиции постепенно приобрели следующие полномочия:
1. Выборы низших магистратов, обязанности которых состояли в защите плебса или надзоре за делами триб. В 471 г. до н. э. Публилиев закон дал трибутным комициям право избирать народных трибунов (Liv. II. 56; Dionys. IX. 49). Также они выбирали эдилов, хотя курульные эдилы избирались в иное время, чем плебейские и под руководством консула (Gell. XIII. 15, VI. 9; Cic. p. Planc. 4, 20, 22, ad Att. IV. 3, ad Fam. VIII. 4; Liv. IX. 46, XXV. 2). Еще позднее собрания по трибам стали назначать квесторов и военных трибунов, которые прежде назначались консулами (Cic. ad Fam. VII. 30, in Vat. 5; Liv. IV. 54, VII. 5, IX. 30; Sall. Jug. 63). В поздние времена трибы также принимали решения о направлении проконсулов в провинции и продлении империя магистратов, уже находящихся в провинции (Liv. VIII. 23, 26, IX. 42, X. 22, XXVII. 22, XXIX. 13, XXX. 27, XXXI. 50). Низшими магистратами, избираемыми трибами, были триумвиры по уголовным делам (triumviri capitales), триумвиры монетарии (triumviri monetales), кураторы дорог (curatores viarum), децемвиры по разрешению тяжб (decemviri litibus judicandis), эрарные трибуны (tribuni aerarii), начальники городских и сельских округов (magistri vicorum et pagorum), префекты продовольствия (praefecti annonae), морские дуумвиры (duumviri navales), квинквевиры по восстановлению стен и башен (quinqueviri muris turribusque reficiendis), триумвиры по выведению колоний (triumviri coloniae deducendae), триумвиры (triumviri), кватуорвиры (quatuorviri) и т. д., менсарии (mensarii), и наконец, после Домициева закона 104 г. до н. э., также члены жреческих коллегий. Верховный понтифик избирался народом в еще более ранние времена (Liv. XXV. 5; Cic. de Leg. Agr. II. 7).
2. Законодательная власть трибутных комиций сперва была весьма незначительна, ибо они могли только принимать решения и устанавливать правила, касающиеся местных дел триб, но никак не влияли на государство в целом. Но после того, как трибы стали настоящими представителями народа, трибуны начали ставить перед ними и вопросы, касающиеся всего государства, которые составлялись в форме резолюций и предварительно рассматривались сенатом, где могли быть приняты или отвергнуты. Такая практика трибутных комиций постепенно дала им право законодательной инициативы, и в 449 г. до н. э. это право было признано и утверждено законом Л. Валерия Публиколы и М. Горация Барбата (Liv. III. 55, 67; Dionys. XI. 45). Этот закон давал постановлениям триб силу настоящего закона, обязательного для всего народа, при условии утверждения сенатом и populus, то есть, народом, собравшимся в куриатных или центуриатных комициях (Dionys. X. 4, 32). Сначала трибы вели себя весьма умеренно и скромно, обсуждая только вопросы, касавшиеся их собственного сословия или отдельных плебеев, — такие как амнистия после сецессии, плебейские магистраты, ростовщичество и т. п. В 339 г. Публилиев закон установил, что ut plebiscita omnes Quirites tenerent (постановления, принятые голосованием плебеев, обязательны для всего народа квиритов) (Liv. VIII. 12). Он либо возобновлял закон, принятый в 449 г. до н. э., либо содержал более подробное описание случаев, в которых плебисциты являются обязательными для всего народа, либо, наконец, сделал их действительными независимыми от одобрения иных комиций, так что, кроме согласия сената, больше ничего не требовалось. В 287 г. был принят Гортензиев закон, который, по-видимому, являлся лишь возобновлением и подтверждением двух предыдущих, ибо был сформулирован почти теми же словами (Plin. H. N. XVI. 10; Gell. XV. 27; Gaius, I. 3); но возможно также, что Гортензиев закон сделал плебисциты независимыми от санкции сената, так что с этих пор законодательная деятельность трибутных комиций стала с.338 вполне самостоятельной. Хотя и после этого времени постановления сената во многих случаях предшествовали плебисциту, но отсюда не следует, что для каждого плебисцита необходимо было постановление сената (Dionys. IX. 41), ибо следует различать плебисциты, касающиеся прав народа, и плебисциты, затрагивающие управление государством; первые постоянно упоминаются без постановления сената, а вторые — никогда [PLEBISCITUM].
3. Судебная власть трибутных комиций была гораздо более ограничена по сравнению с центуриатными комициями, поскольку им были подсудны только преступления против величия народа, тогда как все преступления против государства выносились на суд центурий. Даже патрициев, оскорбивших общину или ее членов, судили и штрафовали трибы. В этом состоит еще одно различие между судебной властью центурий и триб, ибо первые могли назначать смертную казнь, а вторые — только штраф. Впрочем, упоминаются случаи, в которых, как может показаться, трибы приговаривали людей к изгнанию; однако это изгнание было не результатом реального вердикта, а лишь мерой, принимаемой против лица, ушедшего в добровольное изгнание во время процесса; это изгнание могло превратиться в принудительное в случае принятия interdictio aquae et ignis (лишение огня и воды) (Liv. XXV. 3, XXVI. 3; Cic. Orat. p. Dom. 16, &c.). Неясно, когда трибы получили это право, но из выражений, употребленных в источниках, ясно, что изначально оно им не принадлежало. Трибы могли судить людей за такие преступления, как дурное поведение магистрата при исполнении обязанностей, пренебрежение обязанностями, неудачное ведение войны, хищение казенных денег и множество проступков частных лиц, таких, как нарушение общественного спокойствия, ростовщичество, прелюбодеяние и т. п. Трибутные комиции также действовали как апелляционный суд, когда человек протестовал против штрафа, наложенного магистратом (Dionys. VII. 17; Cic. De Leg. III. 3; Liv. XL. 42; Zonar. VII. 17). Функции обвинителей в трибутных комициях выполняли трибуны и эдилы.
Время, в которое эти комиции созывались или могли быть созваны, определялось теми же правилами, что и для центуриатных комиций. Они могли собираться как внутри, так и вне города, но на расстоянии не далее 1000 шагов, ибо дальше власть трибунов не распространялась. Для выборов обычно использовалось Марсово поле (Cic. ad Att. IV. 3, ad Fam. VII. 30; Plut. C. Gracch. 3), но иногда также форум, Капитолий или цирк Фламиния (Cic. ad Att. I. 16; Liv. XXXIII. 10, XXVII. 21). Руководили комициями обычно трибуны, помощниками которых были эдилы, и ни один вопрос не мог быть представлен трибам без ведома и согласия трибунов (Liv. XXVII. 22, XXX. 41; Cic. de Leg. Agr. II. 8); даже эдилы не могли внести в них предложение без разрешения трибунов (Gell. IV. 4; Dionys. VI. 90). Один из них избирался по жребию или общему согласию для исполнения роли председательствующего (Liv. II. 56, III. 64, IV. 57, V. 17); но его коллеги обычно должны были подписать предложение, выдвигаемое перед плебсом (Cic. p. Sext. 33, de Leg. Agr. II. 9). Однако по мере того, как трибутные комиции все более приобретали характер общенародного собрания, высшие магистраты стали время от времени выполнять роль их руководителей, хотя, вероятно, только с предварительного разрешения трибунов. Известно лишь несколько случаев, когда высшие магистраты председательствовали в трибутных комициях, собравшихся для принятия законов (Plin. H. N. XVI. 15; Cic. p. Balb. 24; Dion Cass. XXXVIII. 6, XXXIX. 65; Appian, De Bell. Civ. III. 7, 27); однако консулы и преторы часто руководили выборами трибунов, эдилов и квесторов (Liv. III. 55, 64; Dionys. IX. 41, 43, 49; Appian, De Bell. Civ. I. 14; Cic. p. Planc. 20, ad Att. IV. 3, in Vat. 5, ad Fam. VII. 30), а также трибутными комициями, собравшимися для выполнения судебных функций (Liv. XXV. 4; Appian, De Bell. Civ. I. 31; Dion Cass. XXVIII. 17).
Приготовления к трибутным комициям были менее формальны и торжественны, чем к центуриатным. В случае выборов кандидаты должны были подать свои имена, а председательствующий магистрат сообщал их народу (Liv. III. 64; Appian, De Bell. Civ. I. 14). Если собранию предлагался законопроект, то трибун (инициатор законопроекта назывался rogator, а все прочие — adscriptores) должен был на сходках ознакомить с ним народ за три нундины. Такой же была процедура и для тех случаев, когда народ собирался для исполнения судебных функций. Для трибутных комиций ауспиции не осуществлялись и достаточно было только наблюдения (spectio), а трибуны имели право обнунциации (obnuntiatio). Созыв этих собраний также был менее торжественным, чем в случае центуриатных комиций, ибо трибун, выбранный для руководства выборами или внесения законопроекта, просто приглашал граждан при помощи своих посыльных, отправлявшихся в различные части страны, чтобы пригласить людей, живущих в отдалении (Appian, De Bell. Civ. I. 29). Во время самого собрания он восседал на трибунале в окружении своих коллег (Liv. XXV. 3; Dion Cass. XXXIX. 65) и представлял народу свой законопроект, или называл имя кандидата, или информировал народ о существе преступления, о котором им предстояло вынести приговор, завершая свою речь словами: «Постановите и одобрите, квириты» (velitis, jubeatis Quirites). Законопроект никогда не зачитывал сам трибун, но только глашатай (praeco); затем начинались дебаты, в ходе которых выступающие могли воспротивиться предложению или поддержать его, хотя частные лица должны были получать разрешение на выступление у трибунов. После окончания дискуссии председатель призывал народ приступить к голосованию (ite in suffragium), как в центуриатных комициях. Затем люди группировались по трибам, которые, подобно центуриям, подавали свои голоса внутри ограждения (септы). Вопрос о том, какая из триб будет голосовать первой, решался жребием, и эта триба называлась praerogativa или principium (а прочие назывались jure vocatae). Голос первой трибы подавался неким уважаемым гражданином, имя которого упоминалось в плебисците, если он имел законодательный характер. Подсчет голосов производился, в целом, так же, как и в центуриатных комициях. Объявление результатов голосования называлось renuntiatio. В случае, если два кандидата набирали равное количество голосов, вопрос решался жребием. Собрание могло быть прервано и отложено на другой день по тем же причинами, что и центуриатные комиции. Однако при рассмотрении судебного дела прерывание собрания для обвиняемого было равнозначно оправданию (Cic. p. Dom. 17). Если с.339 по окончании комиций авгуры решали, что какая-то формальность не была соблюдена, то решение собрания становилось недействительным, а лица, избранные на должность, обязаны были сложить с себя полномочия.
V. Центуриатные комиции, соединенные с трибутными. —
Вопрос о том, каким способом было осуществлено объединение двух видов комиций, подвергался еще бо́льшим спорам и сомнениям, чем вопрос о времени его осуществления. Наиболее правдоподобное из многочисленных мнений, выдвинутых по этому вопросу, высказал О. Пантагат (Fulv. Ursinus, ad Liv. I. 43); оно было очень тщательно разработано Гётлингом (Gesch. d. Röm. Staatsverf. pp. 380, &c., 506, &c.). Пантагат считает, что граждан каждой трибы разделили на пять имущественных классов, каждый из которых состоял из старших и младших, так что каждая из 35 триб содержала 10 центурий, а все трибы вместе — 350 центурий, число, соответствующее количеству дней в римском лунном году. Согласно новому устройству, пять древних классов, разделенных на старших и младших, продолжали существовать, как и ранее (Liv. XLIII. 16; Cic. Phil. II. 33, p. Flacc. 7, de Re Publ. IV. 2, Academ. II. 33; Sall. Jug. 86), но с этих пор они стали более тесно связаны с трибами, которые ранее являлись чисто территориальными подразделениями, совершенно независимыми от собственности. Произведенное теперь изменение привело к тому, что классы стали подразделениями триб, а центурии, соответственно, появились как в классах, так и в трибах (Cic. p. Planc. 20, de Leg. Agr. II. 2). Каждая триба содержала 10 центурий, две первого класса (старшая и младшая), две второго (тоже старшая и младшая), две третьего, две четвертого и две пятого класса. Всадники также были разделены на трибы и центурии (Dionys. VI. 13, VII. 72) и, по-видимому, голосовали вместе с первым классом и фактически включались в него, так что их даже называли центуриями первого класса (Cic. Phil. II. 33, Liv. XLIII. 16; Aurel. Vict. de Vir. Illustr. 57; Val. Max. VI. 5 § 3). Центурии горнистов, трубачей и мастеров, более не упоминающиеся, вероятно, перестали существовать как отдельные центурии (ср. Cic. de Re Publ. II. 22). По вопросу о порядке голосования существует два мнения: согласно первому, с помощью жребия выбиралась целая триба (10 центурий), голосующая первой; согласно второму, жребий определял лишь одну центурию первого класса. Если принять первое мнение, то получится, что десять центурий, составляющих трибу, отдавали свои голоса одна за другой, и их большинство, шесть, должно было определить голосование трибы в целом. Поскольку 18 из 35 триб составляли большинство, то очевидно, что 108 центурий должны были составить большинство против оставшихся 242. Невозможно представить себе, чтобы римляне были виновны в подобном абсурде. Таким образом, голосование по трибам нельзя счесть рациональным, за исключением тех случаев, когда 10 центурий каждой трибы были единодушны; это могло происходить очень часто, и в этих случаях триба praerogativa, несомненно, была трибой, избираемой по жребию, чтобы первой подать свой единодушный голос. Но если между центуриями, составляющими трибу, существовало разногласие, то истинное большинство можно было получить, только определив по жребию, из какой трибы выбрать две центурии первого класса, которые подадут голоса первыми (Отсюда множественные praerogativae, Pseud. Ascon. ad Cic. in Verr. p. 139; Liv. X. 22). Кроме того, сама та триба, к которой принадлежали центурии, голосующие первыми, тоже называлась триба praerogativa. Из этих двух центурий старшая голосовала прежде младшей, и в документах они обе называются по названию своей трибы, например, Galeria juniorum (Liv. XXVII. 6; т. е., младшая центурия первого класса трибы Галерии), Aniensis juniorum (Liv. XXIV. 7), Veturia juniorum (Liv. XXVI. 22; cf. Cic. p. Planc. 20, Phil. II. 33, de Div. II. 35). После голосования praerogativa происходило объявление (renuntiatio), и затем остальные центурии совещались о том, следует ли им голосовать так же или нет. Затем центурии первой трибы приступали к голосованию одновременно (Dionys. IV. 21), ибо не было времени ждать, чтобы 350 центурий проголосовали одна за другой, как это происходило с 193 центуриями в центуриатных комициях (Cic. p. Planc. 20, in Verr. V. 15, p. Red. in Senat. 11, ad Quir. 7; Liv. X. 9, 22, XXIV. 7, XXVI. 22, XXVII. 24; Suet. Caes. 19).
Эти центуриатные комиции, объединенные с трибутными, были гораздо более демократичными, чем центуриатные комиции; они продолжали проводиться и сохраняли свою власть наряду с трибутными комициями, даже после того, как последние приобрели в республике главное значение. Во времена морального и политического упадка римлян трибутными комициями руководили главным образом трибуны, а более состоятельные и с.340 почтенные граждане имели в них мало влияния. После того, как вольноотпущенники и все италики были включены в старые 35 триб и политическая коррупция достигла своего пика, не осталось ни следа от того спокойного и умеренного характера, которым трибутные комиции отличались в прежние времена (Sall. Cat. 37; Suet. Caes. 41; Cic. ad Att. I. 16). Насилие и взятки вошли в обычай, а нуждающиеся массы охотно прислушивались к любым подстрекательствам, исходившим от богатых взяткодателей и трибунов, которые были не более чем демагогами. Сулла на какое-то время покончил с этими отвратительными явлениями, ибо, согласно одним источникам, вообще отменил трибутные комиции, а согласно другим — лишил их права избрания жрецов и всех законодательных и судебных полномочий (Cic. in Verr. I. 13, 15, de Legg. III. 9; Liv. Epit. 89; Appian, de Bell. Civ. I. 59, 98; ср. TRIBUNUS). Но после смерти Суллы Помпей и другие восстановили в прежнем виде конституцию, существовавшую до него, за исключением судебной власти, которую законодательство Суллы навсегда отняло у народа. Еще одну потерю народ претерпел во время диктатуры Юлия Цезаря, который лично решал вопросы о войне и мире совместно с сенатом (Dion Cass. XLII. 20). Он также взял в свои руки всю законодательную деятельность, используя свое влияние на магистратов и трибунов. Таким образом, народ не сохранил за собой ничего, кроме избрания магистратов; но даже эти полномочия были сильно ограничены, так как Цезарь имел право назначать половину магистратов, за исключением консулов (Suet. Caes. 41; Cic. Philip. VII. 6; Dion Cass. XLIII. 51) и, кроме того, рекомендовал народу тех кандидатов, которых желал видеть избранными — и кто мог воспротивиться его желанию? (Dion Cass. XLIII. 47; Appian, de Bell. Civ. II. 18) После смерти Цезаря комиции продолжали собираться, но всегда являлись более или менее послушным инструментом в руках правителей и даже признали и утвердили их неограниченный полномочия (Appian, de Bell. Civ. IV. 7; Dion Cass. XLVI. 55, XLII. 2). При Августе комиции все еще утверждали новые законы и избирали магистратов, но вся их деятельность была не более чем фарсом, ибо они не осмеливались избрать кого-либо помимо лиц, рекомендованных императором (Suet. Aug. 40, &c.; Dion Cass. LIII. 2, 21, LV. 34, LVI. 40). Тиберий лишил народ даже этой тени прежней власти и передал право избрания магистратов сенату (Tacit. Ann. I. 15, 81, II. 36, 51; Vell. Pat. II. 126). После проведения выборов в сенате их результаты объявлялись народу, собранному в центуриатные или трибутные комиции (Dion Cass. LVIII. 20). Комиции были полностью лишены законодательной власти, которая перешла к сенату и императору. Калигула вновь вернул комициям то положение, которое они занимали при Августе (Dion Cass. LIX. 9; Suet. Cal. 16); но от этого порядка вскоре отказались и вернулись к тому, что было установлено Тиберием (Dion Cass. LIX. 20). Можно сказать, что с этого времени комиции прекратили свое существование, ибо lex regia передал императору всю верховную власть, ранее принадлежавшую народу [LEX REGIA]. Народ лишь собирался на Марсовом поле, чтобы получить информацию о том, кто избран или назначен его магистратами, до тех пор, пока и эти объявления (renuntiatio), по-видимому, не прекратились.
В дополнение к работам по римской истории в целом, читатель может обратиться к Unterholzner, De Mutata Centuriatorum Comit. a Servio Tullio Rege Institutorum Ratione, Breslau, 1835; G. C. Th. Francke, De Tribuum, de Curiarum atque Centuriarum Ratione, Schleswig, 1824; Huschke, Die Verfassung des Servius Tullius, 1838; Hüllmann, Römische Grundverfassung; Rubino, Untersuchungen über die Röm. Verfassung, 1839; Zumpt, Ueber die Abstimmung des Röm. Volkes in Centuriacomitien.