ВСА́ДНИКИ (Équites). Римские всадники первоначально были солдатами конницы римского государства и до времен Гракхов не образовывали самостоятельного класса или сословия в обществе. Их учреждение приписывают Ромулу, который приказал куриям избрать 300 всадников, разделенных на три центурии. Каждую из древних римских триб — рамнов (Ramnes), тициев (Tities) и луцеров (Luceres) — представляли по 100 всадников, следовательно, каждую курию — по 10 всадников; а каждая из трех центурий носила имя той трибы, которую представляла. Три центурии делились на 10 турм, состоявших из 30 человек; в каждой турме было 10 рамнов, 10 тициев и 10 луцеров; каждой из этих декурий командовал декурион. Вся конница в совокупности также носила имя целеров, которых некоторые авторы ошибочно считают всего лишь телохранителями царей. Командир 300 всадников назывался трибуном целеров (Dionys. II. 13; Varro, L. L. V. 91, ed. Müller; Plin. H. N. XXXIII. 9; Festus, s. v. Celeres; Liv. I. 13, 15) [CELERES].
К тремстам всадникам Ромула Тулл Гостилий добавил десять альбанских турм (Liv. I. 30). Таким образом, теперь существовало 600 всадников, но, поскольку число центурий не увеличилось, то каждая из них состояла из 200 человек. Согласно Ливию (Liv. I. 36), Тарквиний Древний собирался создать новые центурии всадников и дать им свое имя, однако отказался от этого намерения из-за противодействия авгура Атта Навия и лишь удвоил число центурий. Три добавленные им центурии назывались рамны, тиции и луцеры младшие (Posteriores). Следовательно, теперь численность всадников должна была составлять 1200 человек; это число указано во многих изданиях Ливия (l. c.), но отсутствует в рукописях. В рукописях указываются различные числа, но некоторые из лучших рукописей называют 1800 всадников, что и было принято большинством современных издателей. Однако это число противоречит предшествующему тексту Ливия и не может быть подтверждено сообщением Плутарха (Rom. 20) о том, что после союза с сабинянами число всадников увеличилось до 600; ибо о первоначальных 300 всадниках говорится как о представителях всех трех триб, тогда как, согласно сообщению Плутарха, первоначальные 300 всадников представляли только рамнов. Таким образом, если принять рассказ Ливия о том, что сначала было 300 всадников, затем Тулл Гостилий увеличил их число до 600, а эти 600 были удвоены Тарквинием Древним, — то в правление этого последнего царя существовало 1200 всадников, разделенных на три центурии рамнов, тициев и луцеров, каждая из которых содержала 200 старших (priores) и 200 младших (posteriores).
Окончательную организацию всадников Ливий (I. 43) приписывает Сервию Туллию. Он сообщает, что царь составил (scripsit) 12 центурий всадников из виднейших людей государства (ex primoribus civitatis); а также образовал шесть центурий из трех, учрежденных Ромулом. Таким образом, теперь существовало 18 центурий. Поскольку каждая из 12 новых центурий, вероятно, имела такую же численность, как и старые шесть центурий, то, если старые состояли из 1200 человек, тогда новые должны были состоять из 2400 человек, а общая численность всадников составляла 3600 человек.
Цицерон, однако, сообщает об этом совершенно иначе. (De Rep. II. 20). Он приписывает окончательную организацию всадников Тарквинию Древнему. Он согласен с Ливием в том, что Тарквиний Древний добавил вторых (secundi) рамнов, тициев и луцеров (однако не «младших» (posteriores), как пишет Ливий; ср. Фест, s. v. Sex Vestae); но, в отличие от него, утверждает, что этот царь также удвоил их численность после завоевания эквов. Сципион, которому Цицерон приписывает этот рассказ, говорит также, что установленная Тарквинием Древним организация всадников сохранилась неизменной до его дней (129 г. до н. э.). К сожалению, рассказ Цицерона о всадниках в конституции Сервия Туллия утрачен, и от него сохранились только слова duodeviginti censu maximo («…восемнадцати, с наибольшим имущественным цензом»); но трудно понять, каким образом он представлял разделение на 18 центурий в конституции Сервия, после того, как ясно заявил, что организация этого сословия, учрежденная Тарквинием Древним, оставалась неизменной до времени Сципиона. Количество всадников в данном фрагменте Цицерона вызывает большие сомнения и споры. Согласно чтению, принятому во всех изданиях «О государстве», Сципион утверждает, что Тарквиний Древний увеличил первоначальное число всадников до 1200, а затем удвоил их число после завоевания эквов, что дает окончательную численность в 2400 человек; однако это число не может быть верным, потому что при делении 2400 на 18 (число центурий) не получается целое частное. Однако в рукописи стоит
Ливий и Цицерон согласны в том, что каждый всадник получал от государства коня (equus publicus) или деньги для его покупки, а также определенную денежную сумму на его содержание ежегодно; эти расходы оплачивались сиротами и незамужними женщинами, ибо, как пишет Нибур (Hist. of Rome, vol. I p. 461), «в военном государстве не могла считаться несправедливостью обязанность женщин и детей делать значительные пожертвования в пользу тех, кто сражался за них и за государство». Согласно Гаю (IV. 27) деньги на покупку коня всадника назывались aes equestre, а его ежегодное содержание — aes hordearium [AES HORDEARIUM]. Согласно Ливию (I, 43), первая сумма составляла 10000 ассов, а с.472 вторая — 2000 ассов; однако эти суммы так велики, что кажутся почти невероятными, особенно учитывая, что через 126 лет после этого в таблицах штрафов овца оценивалась лишь в 10 ассов, а бык — в 100 ассов (Gell. XI. 1). Поэтому некоторые современные авторы поставили под сомнение правильность этих сумм, тогда как другие попытались найти объяснение их величине. Нибур (vol. I p. 433) отмечает, что эти деньги, несомненно, предназначались не только для покупки коня, но и для его снаряжения, а оно было бы неполным без конюха или раба, которого следовало купить и тоже снабдить конем. Бёкх (Böckh, Metrolog. Untersuch. гл. 29) предполагает, что денежные суммы из Сервиевой конституции указаны не в ассах фунтового веса, а в уменьшенных ассах первой Пунической войны, когда чеканились ассы такого же веса, как секстансы, — две унции или одна шестая их первоначального веса [AS]. Цумпт считает, что на покупку коня выдавали 1000 ассов, а на его ежегодное содержание — 200 ассов, а первоначальная сумма сохранилась во фрагменте Варрона (equum publicum mille assariorum, L. L. VIII. 71).
Все всадники, о которых говорилось до сих пор, получали коня от государства и входили в 18 всаднических центурий, учрежденных Сервиевой конституцией; но с течением времени мы узнаем об еще одном классе всадников в римской истории, не получавших от государства коня и не входивших в 18 центурий. Этот класс впервые упоминается Ливием (V. 7) в рассказе об осаде Вей в 403 г. до н. э. Он сообщает, что во время осады, когда римляне терпели тяжелые поражения, все граждане, обладавшие всадническим цензом, но не имевшие государственного коня (quibus census equester erat, equi publici non erant), добровольно вызвались служить со своими собственными конями (tum primum equis merere equites coeperunt). Государство заплатило им (certus numerus aeris est assignatus) своего рода компенсацию за службу с собственными конями. Жалованье пешим воинам было назначено за несколько лет до этого (Liv. IV. 59); а через два года, в 401 г. до н. э., всадникам определили жалованье втрое выше, чем пехотинцам (Liv. V. 12; см. Niebuhr, vol. II p. 439).
Таким образом, с 403 г. до н. э. существовало два класса римских всадников: одни получали коней от государства и поэтому часто назывались equites equo publico (Cic. Phil. VI. 5), а иногда Flexumines или Trossuli (согласно Гётлингу, последнее слово является этрусским) (Plin. H. N. XXXIII. 9; Festus, s. v.; Göttling, Gesch. der Röm. Staatsv. p. 372), а другие в случае необходимости служили со своими собственными конями, но не входили в 18 центурий. Поскольку они служили верхом, то и назывались всадниками; говоря о них в противоположность коннице, не состоящей из римских граждан, их тоже называли equites Romani; но законного права на имя всадников они не имели, ибо, как определенно заявляет Плиний (H. N. XXXIII. 7), в древние времена это название строго употреблялось лишь по отношению к тем, кто получал коня от государства: «Equitum nomen subsistebat in turmis equorum publicorum».
Однако возникает два вопроса. Почему всадники, принадлежавшие к 18 центуриям, получали коня от государства, а остальные — нет? и каким образом человек зачислялся в соответствующий класс? Эти вопросы вызвали у современных авторов большие дебаты, но, возможно, нижеприведенное изложение является наиболее удовлетворительным.
Согласно конституции Сервия Туллия, все римские граждане были распределены по разным классам в зависимости от размера их собственности, поэтому справедливо будет предположить, что место в центуриях всадников тоже определялось имущественным цензом. Дионисий (IV. 18) прямо утверждает, что Сервий избирал всадников из самых богатых и знаменитых семейств; а Цицерон (De Rep. II. 22) — что они имели наибольший имущественный ценз (censu maximo). Ливий (I. 43) также пишет, что двенадцать центурий, созданных Сервием Туллием, состояли из виднейших людей государства. Однако ни один из этих авторов не называет размер собственности, дававший человеку место среди всадников; но, вероятно, он был таким же, как и в поздней Республике, то есть, в четыре раза больше, чем ценз первого класса. Следовательно, согласно конституции Сервия, в число всадников включался каждый, кто обладал необходимой собственностью и безупречной репутацией (ибо это последнее условие, по-видимому, всегда было обязательным в древней республике), и можно предположить, что двенадцать новых центурий были созданы для того, чтобы включить всех людей в государстве, имевших необходимые характеристики. Нибур (Hist. of Rome, vol. I p. 427, &c.), однако, предполагает, что имущественный ценз был необходим для включения лишь в двенадцать новых центурий, и что процитированное выше утверждение Дионисия относится только к этим центуриям, а не ко всем восемнадцати. Он считает, что двенадцать центурий состояли только из плебеев, а шесть старых центурий (то есть, удвоенные три центурии рамнов, тициев и луцеров, старшие и младшие), включенные Сервием Туллием в комиции под названием sex suffragia, включали всех патрициев, независимо от размера принадлежащей им собственности. Однако представляется, что это мнение недостаточно обосновано источниками, и напротив, имеется очевидный пример патриция Л. Тарквития, который по бедности вынужден был служить в пехоте (458 г. до н. э.) (Liv. III. 27). Очень возможно, что шесть старых центурий состояли только из патрициев, так как до конституции Сервия плебеев, несомненно, вообще не включали в число всадников, а поскольку эта конституция создавала новые центурии, — маловероятно, что плебеи были бы допущены в шесть старых центурий. Но нет причин считать, что эти шесть центурий включали всю совокупность патрициев или что двенадцать состояли только из плебеев. Можно предположить, что Сервиева конституция позволила патрициям, принадлежавшим к шести центуриям, оставаться в них, если они владели необходимой собственностью, а остальные граждане государства, как патриции, так и плебеи, владевшие необходимой собственностью, были включены в 12 новых центурий. Вывод о том, что эти последние не были ограничены только плебеями, может быть сделан из слов Ливия, который пишет, что они состояли из виднейших людей государства (primores civitatis), а не плебса.
Когда в восемнадцати центуриях появлялись вакансии, их заполняли наследники тех, кто был включен в их первоначальный состав, как плебеи, так и патриции, при условии, что они не растратили с.473 свое имущество; ибо Нибур заходит слишком далеко, утверждая, что все вакансии заполнялись по праву рождения, независимо от имущественного ценза. Но с течением времени, по мере роста численности и богатства населения, количество людей, владевших всадническим состоянием, тоже значительно увеличилось; а поскольку число всадников в 18 центуриях было ограничено, те лица, чьи предки не были включены в эти центурии, не могли получать коня от государства и поэтому получили привилегию служить со своим конем в коннице вместо пехоты, где им полагалось бы служить в ином случае. Так возникло два разных класса всадников, упомянутые выше.
Инспектированием всадников, получавших коней от государства, занимались цензоры, имевшие право лишать всадника его коня и понижать его до статуса эрария (Liv. XXIV. 43), а также отдавать освободившихся коней наиболее выдающимся из тех всадников, которые ранее служили за свой счет. С этой целью во время своей цензуры они совершали на форуме публичный смотр всех всадников, имевших государственного коня (equitatum recognoscunt, Liv. XXXIX. 44; equitum centurias recognoscunt, Valer. Max. II. 9 § 6). Трибы рассматривались по порядку, а каждого всадника вызывали по имени. Будучи вызванным, каждый всадник проходил мимо цензоров, ведя за собой коня. Эта церемония изображена на реверсах многих римских монет, отчеканенных цензорами. Ниже прилагается пример.
Если цензоры не видели никаких недостатков ни в репутации всадника, ни в состоянии его коня, то приказывали ему пройти дальше (traduc equum, Valer. Max. IV. 1 § 10); но если, напротив, они находили его недостойным его положения, то вычеркивали из списка всадников и лишали коня (Liv. XXXIX. 44) или приказывали продать коня (Liv. XXIX. 37; Valer. Max. II. 9 § 6), несомненно, с тем, чтобы разжалованный таким образом человек вернул государству деньги, выданные ему ранее для покупки коня (Niebuhr, Hist. of Rome, vol. I p. 433). На этом же смотре всадники, отслужившие законный срок и желающие уйти в отставку, обычно отчитывались перед цензором о кампаниях, в которых они приняли участие, и затем увольнялись с честью или позором — в зависимости от своих заслуг (Plut. Pomp. 22).
Смотр всадников, производимый цензорами, не следует смешивать с Equitum Transvectio (выезд всадников), который представлял собой торжественную процессию этого сословия, происходившую ежегодно в иды квинтилия (июля). Процессия начиналась от храма Марса за городом, проходила по городу через форум мимо храма Диоскуров. По этому случаю всадники всегда надевали венки из оливы и официальное платье — трабею, а также все почетные знаки отличия, заслуженные ими в битвах (Dionys. VI. 13). Согласно Ливию (IX. 46), эту ежегодную процессию впервые учредили цензоры Кв. Фабий и П. Деций в 304 г. до н. э., но согласно Дионисию (l. c.) она была учреждена после победы над латинами при Регилльском озере, сообщение о которой принесли в Рим Диоскуры.
Может возникнуть вопрос: как долго всадник сохранял государственного коня и голос во всаднической центурии, к которой он принадлежал? По этому вопросу нет никакой определенной информации, но, поскольку всадники, служившие со своими собственными конями, обязаны были служить только 10 лет (stipendia, στρατείας) до 46-летнего возраста (Polyb. VI. 19 § 2), можно предположить, что это же правило распространялось и на тех, кто служил с государственными конями, в том случае, если они желали оставить службу. Ибо не вызывает сомнений, что во времена ранней республики всадник мог сохранять своего коня столько, сколько пожелает, даже после вхождения в сенат, — при условии, что он оставался способен исполнять обязанности всадника. Так, два цензора 204 г. до н. э., М. Ливий Салинатор и Г. Клавдий Нерон, являлись одновременно всадниками (Liv. XXIX. 37); а Л. Сципион Азиатский, лишенный коня цензорами 185 г. до н. э. (Liv. XXXIX. 44), ранее сам был цензором в 191 г. до н. э. Это подтверждается также фрагментом четвертой книги Цицерона «О государстве» (гл. 2), где он пишет: «equitatus, in quo suffragia sunt etiam senatus» («всадники, вместе с которыми подают голоса и сенаторы»); под этим он, очевидно, подразумевает, что большинство сенаторов имело право голосовать в центуриатных комициях на основании принадлежности к всадническим центуриям. Но в конце республики всадники обязаны были возвращать своих коней при вступлении в сенат и, следовательно, уже не принадлежали к всадническим центуриям. На это установление указывает вышеупомянутый фрагмент Цицерона, где Сципион говорит, что многие люди желают проведения плебисцита о возврате государственных коней государству, — и позднее этот закон, по-видимому, был принят, поскольку, как отмечает Нибур (vol. I p. 433, note 1016), «когда Цицерон приписывает Сципиону слова о какой-то планируемой мере, следует предполагать, что она на самом деле была осуществлена, но, согласно информации, имевшейся у Цицерона, позднее установленной им даты рассуждений Сципиона». Фрагмент произведения Кв. Цицерона «Наставления о соискании» (гл. 8) свидетельствует о том, что после исключения сенаторов из сословия всадников значительное количество всадников equo publico были молодыми людьми.
Всаднические центурии, о которых говорилось до сих пор, рассматривались лишь как подразделения армии; в конституции они не составляли отдельного класса или сословия. С политической точки зрения, общество делилось только на патрициев и плебеев, а всаднические центурии состояли из тех и других. Но в 123 г. до н. э. закон Семпрония, внесенный Г. Гракхом, создал в государстве новый класс, названный Ordo Equestris (всадническое сословие). Согласно этому закону, судьи должны были избираться из граждан, владевших всадническим состоянием (Plut. C. Gracch. 5; Appian, De Bell. Civ. I. 22; Tac. Ann. XII. 60). О положениях этого закона известно очень мало, но, судя по закону Сервилия о вымогательствах, принятому через 18 лет, судьей мог быть избран человек в возрасте от 30 до 60 лет, имеющий государственного коня или с.474 состояние, дающее на него право, и не являющийся сенатором. Городской претор ежегодно избирал из этого класса необходимое число судей (Klenze, Lex Servilia, Berl. 1825).
Подобно тому, как сначала название «всадники» распространилось с тех, кто имел государственных коней, на тех, кто служил с собственными конями, теперь оно стало применяться ко всем лицам, состояние которых позволяло им стать судьями, — в таком смысле это слово обычно использует Цицерон. Плиний (H. N. XXXIII. 7), однако, сообщает, что лица, владевшие всадническим состоянием, но не служившие как всадники, назывались только судьями и что название «всадники» всегда относилось только к тем, кто имел государственных коней. Возможно, таково было правильное использование термина, однако скоро возник обычай называть всадниками судей, избранных в соответствии с законом Семпрония.
Плиний сообщает, что после реформы Суллы, полностью лишившей всадническое сословие права быть судьями, и после принятия закона Аврелия (70 г. до н. э.), установившего, что судьи должны избираться из сенаторов, всадников и эрарных трибунов, влияние сословия еще поддерживалось публиканами (Plin. H. N. XXXIII. 8) или сборщиками государственных налогов. Мы видим, что публиканов почти везде называют всадниками, — не потому, что для получения от государства права на сбор налогов требовался какой-то определенный статус, а потому что государство просто не дало бы этого права человеку, не имеющему значительного состояния. Цицерон часто говорит о публиканах так, как будто они идентичны всадническому сословию (ad Att. II. 1. § 8) [PUBLICANI]. Консульство Цицерона и активная роль всадников в подавлении заговора Катилины еще более увеличили власть и влияние всаднического сословия, и «с этого времени, — пишет Плиний (l. c.), — оно стало третьим составным элементом (corpus) государства, и к наименованию Senatus Populusque Romanus (сенат и народ римский) стали добавлять Et Equestris Ordo (и сословие всадников)».
В 63 г. до н. э. им было даровано отличие, еще сильнее отделившее их от плебса. По закону Росция Отона, принятому в этом году, первые 14 рядов за орхестрой в театре были отданы всадникам (Liv. Epit. 99); согласно Цицерону (pro Mur. 19) и Веллею Патеркулу (II. 32), это было лишь восстановление древней привилегии, на что указывает и Ливий (I. 35), говоря, что в Большом цирке были определены особые места для сенаторов и всадников. Также всадники имели право носить Clavus Angustus (узкую полосу на тунике) [CLAVUS]; а впоследствии получили привилегию ношения золотого кольца, ранее принадлежавшую исключительно всадникам equo publico.
Число всадников значительно увеличилось при первых императорах; в сословие включались все лица, владевшие требуемым состоянием, без всякого выяснения, какова их репутация и рождены ли их отцы и деды свободными, — чего всегда требовали республиканские цензоры. Имущество стало теперь единственным требованием, и вследствие этого сословие постепенно начало терять почет, заслуженный им в конце республики. Так, Гораций (Ep. I. 1. 58) с немалой долей презрения пишет:
Si quadringentis sex septem milia desunt, Plebs eris. Коль без шести иль семи ты четыреста тысяч имеешь, (Пер. Н. С. Гинцбурга). |
Август создал избранный класс всадников, состоящий из всадников, которые владели сенаторским состоянием и отцы и деды которых, в соответствии со старым требованием, родились свободными. Он позволил этому классу носить latus clavus (широкую полосу на тунике) (Ovid. Trist. IV. 10. 35), избирать из него (так же, как и из сенаторов) народных трибунов, и дал им выбор: остаться ли после окончания срока должности в сенате или вернуться в сословие всадников (Suet. Aug. 40; Dion Cass. LIV. 30). Этот класс всадников выделялся специальным титулом illustres (иногда insignes и splendidi) equites Romani (выдающиеся римские всадники) (Tac. Ann. XI. 4, и примечание Липсия).
Формирование такого самостоятельного класса еще более понизило статус остальных в оценке общества. На девятом году правления Тиберия была сделана попытка улучшить сословие, возобновив старое требование свободнорожденности отца и деда и строго запретив носить золотое кольцо тем, кто не удовлетворял этому условию. Однако это предписание принесло мало пользы, так как императоры часто включали во всадническое сословие вольноотпущенников (Plin. H. N. XXXIII. 8). Когда частных лиц перестали назначать судьями, необходимость во всадническом сословии как отдельном общественном классе исчезла окончательно, и в конце концов золотые кольца стали носить все свободные граждане. Даже рабы, отпущенные на волю, могли получить от императора разрешение носить их, которое, по-видимому, обычно давалось при наличии согласия патрона (Dig. 40 tit. 10 s. 3) [ANNULUS].
Проследив таким образом историю всаднического сословия до его окончательного исчезновения как отдельного общественного класса, следует теперь вернуться к всадникам equo publico, формировавшим восемнадцать всаднических центурий. В последние годы республики этот класс еще существовал, но полностью прекратил службу в армии в качестве конников. Конница римских легионов больше не состояла из римских всадников, как во времена Полибия, — их заменила конница союзных народов. Очевидно, что у Цезаря не было римской конницы во время галльских войн (Caes. Bell. Gall. I. 15). Сообщается, что когда он отправился на встречу с Ариовистом, то не решился доверить свою безопасность галльской коннице и поэтому посадил на коней своих легионеров (Id. I. 42). Однако римские всадники часто упоминаются в галльских и гражданских войнах, — но не как рядовые солдаты; они были офицерами, закрепленными за штабом полководца или командующими конницей союзников, а иногда легионами (Id. VII. 70; Bell. Civ. I. 77, III. 71, &c.).
После 50 г. до н. э. в государстве не было цензоров, поэтому в течение нескольких лет смотр сословия не проводился и вакансии не заполнялись. Однако после того, как в 29 г. до н. э. Август взял на себя надзор за нравами (praefectura morum), он часто инспектировал всаднические турмы и, согласно Светонию (Aug. 38), восстановил после долгого перерыва обычай торжественной процессии (transvectio); вероятно, это следует понимать так, что Август связал смотр всадников (recognitio) с ежегодной процессией (transvectio) 15 июля. С этого времени данные всадники составляли почетный корпус, из которого избирались все высшие офицеры армии (Suet. Aug. 38, Claud. 25) и главные с.475 магистраты государства. Принятие в эту корпорацию было равнозначно допуску к общественной жизни и поэтому рассматривалось как великая привилегия; поэтому в надписях фиксируется, что такой человек equo publico honoratus, exornatus, и т. д. императором (Orelli, Inscrip. No. 3457, 313, 1229). Если молодой человек не был принят в эту корпорацию, то он не допускался ни до каких сколько-нибудь важных гражданских должностей (кроме должностей в муниципиях), ни до каких военных должностей (кроме центуриона).
Все всадники, не состоящие на действительной службе, обязаны были находиться в Риме (Dion Cass. LIX. 9), где им было позволено занимать низшие магистратуры, дававшие доступ в сенат. Всадники подразделялись на шесть турм, каждой из которых командовали офицеры, часто упоминающиеся в надписях как Sevir equitum Rom. turmae I. II &c., или Sevir turmae, или Sevir turmarum equitum Romanorum. С тех пор, как всадники присвоили титулы принцепсов молодежи (principes juventutis) Гаю и Луцию Цезарям, внукам Августа (Tac. Ann. I. 3; Monum. Ancyr.), возник обычай давать этот титул, так же, как и титул севира, вероятному наследнику престола, когда он впервые вступал в общественную жизнь и проходил представление с государственным конем (Capitol. M. Anton. Phil. 6; Lamprid. Commod. 1).
По-видимому, назначения всадников на все высшие государственные должности продолжались до тех пор, пока Рим являлся правительственным центром и резиденцией императора. Они упоминаются во времена Севера (Gruter, Inscrip. p. 1001. 5; Papínian, in Dig. 29 tit. 1 s. 43) и Каракаллы (Gruter, p. 379. 7), и, возможно, позже. После Диоклетиана всадники стали всего лишь городской стражей под командованием префекта вигилов, но во времена Валентиниана и Валента, в 364 г. н. э., они все еще оставались вторым классом в городе и не подвергались телесным наказаниям (Cod. Theodos. 6. tit. 36). О начальнике конницы см. DICTATOR.
(Zumpt, Ueber die Römischen Ritter und den Ritterstand in Rom, Berlin, 1840; Marquardt, Historiae Equitum Romanorum libri IV. Berlin, 1840; Madvig, De Loco Ciceronis in lib. iv. de Republica, in Opuscula, vol. I p. 72, &c.; Becker, Handbuch der Römischen Alterthümer, vol. II part I. P. 235, &c.).