Античные писатели

АНАКРЕОН(Т); Anak­reon, из Тео­са, ок. 570 — ок. 485 гг. до н. э., гре­че­ский лири­че­ский поэт. Когда пер­сы овла­де­ли Малой Ази­ей ок. 545 г., Ана­кре­он вме­сте с дру­ги­ми жите­ля­ми Тео­са оста­вил род­ной город и осел в Абде­рах, где при­нял уча­стие в борь­бе с фра­кий­ски­ми пле­ме­на­ми. Боль­шую часть сво­ей дол­гой жиз­ни про­вел при дво­рах тира­нов. При­гла­шен­ный Поли­кра­том с Само­са, мно­го лет пре­бы­вал при его дво­ре. После паде­ния тира­на пере­се­лил­ся в Афи­ны, где пра­ви­ли сыно­вья Писи­стра­та. Осо­бая друж­ба свя­зы­ва­ла его с Гип­пи­ем, кото­рый был люби­те­лем лите­ра­ту­ры и искус­ства. После изгна­ния Писи­стра­ти­дов, воз­мож­но, подал­ся в Фес­са­лию. Соглас­но тра­ди­ции, он умер в воз­расте 85 лет. Жите­ли Тео­са поста­ви­ли ему сим­во­ли­че­ское над­гро­бие и ста­тую. В афин­ском Акро­по­ле так­же сто­я­ла ста­туя Ана­крео­на, выпол­нен­ная Фиди­ем. Наследие Ана­крео­на собра­ли алек­сан­дрий­ские уче­ные в 5 или 6 кни­гах и разде­ли­ли по мет­ри­че­ским кри­те­ри­ям на пес­ни, ямбы и эле­гии. Сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты. В самых ран­них из них еще зву­ча­ло эхо сра­же­ний с фра­кий­ца­ми. Позд­нее Ана­кре­он писал чаще все­го пес­ни, пред­на­зна­чен­ные для испол­не­ния во вре­мя пиров и при­двор­ных празд­неств, поэто­му в них так мно­го гово­рит­ся о питье вина и о любов­ных уте­хах. Лег­кость тема­ти­ки соче­та­ет­ся, одна­ко, с высо­ким худо­же­ст­вен­ным уров­нем и совер­шен­ным зна­ни­ем поэ­ти­че­ско­го ремес­ла. В сохра­нив­ших­ся фраг­мен­тах Ана­крео­на рису­ет кар­ти­ну обще­ства людей обра­зо­ван­ных, при­вык­ших к изли­ше­ствам, кото­рые боль­шую часть вре­ме­ни посвя­ща­ют раз­вле­че­ни­ям. Несколь­ко раз Ана­кре­он изла­гал пра­ви­ла, кото­рым долж­ны сле­до­вать хоро­шо вос­пи­тан­ные участ­ни­ки пира. Он осуж­дал шум­ные, кон­чаю­щи­е­ся дра­кой пируш­ки, и гово­рил об уме­рен­ном при­ня­тии вина в кру­гу дру­зей, посреди песен и без­за­бот­ной беседы. Любов­ные сти­хи Ана­крео­на адре­со­вал как девуш­кам, так и юно­шам. В них есть лег­кость, оча­ро­ва­ние, юмор и нема­ло тон­кой само­иро­нии. Вдох­но­ви­те­лем этих сти­хов был Эрос, к кото­ро­му поэт обра­щал­ся за помо­щью в любов­ных делах. Длань Эро­са не все­гда была мяг­кой, в чем Ана­кре­он не сты­дил­ся при­знать­ся. В одном из сти­хотво­ре­ний мы чита­ем, что Эрос, подоб­но куз­не­цу, оглу­шил влюб­лен­но­го моло­том, а затем кинул в холод­ную воду, в дру­гом — бро­сил в ста­ре­ю­ще­го поэта свой пур­пу­ро­вый шар и, таким спо­со­бом при­гла­шая его к любов­ным заба­вам, обрек его на новое сопер­ни­че­ство. Боль­шое мастер­ство выка­зы­ва­ет Ана­кре­он в ком­пли­мен­тах сво­им воз­люб­лен­ным и любов­ных при­зна­ни­ях. Он вос­хи­ща­ет­ся пыш­ны­ми воло­са­ми Стер­дия, шут­ли­во скло­ня­ет во всех паде­жах имя Кле­обу­ла, рас­кры­вая ему свои, с каж­дым разом все более горь­кие чув­ства, гор­дую девуш­ку он срав­ни­ва­ет с непри­ру­чен­ной фра­кий­ской кобы­ли­цей, дру­гую, черес­чур роб­кую, с косу­лей, он уме­ет долж­ным обра­зом оце­нить и изя­ще­ство наряда. Ста­рость, кото­рая уни­что­жа­ет кра­соту, под­во­дит чер­ту под любо­вью и, в кон­це кон­цов, ведет за собой смерть, напол­ня­ет его гру­стью. Неко­то­рые фраг­мен­ты ямбов ука­зы­ва­ют на то, что Ана­кре­он умел так­же насме­хать­ся. В одном из них Ана­кре­он напа­да­ет на неко­е­го Арте­мо­на, кото­рый неко­гда ходил в гряз­ных лох­мо­тьях и был посме­ши­щем все­го горо­да, а раз­бо­га­тев, хочет затмить всех пре­тен­ци­оз­ным изя­ще­ст­вом. Ана­кре­он писал на ионий­ском диа­лек­те с незна­чи­тель­ны­ми вклю­че­ни­я­ми эолий­ско­го. Его стиль прост, образ­ность ори­ги­наль­на и выра­зи­тель­на. Пес­ни Ана­крео­на в клас­си­че­ский пери­од часто пели на пирах. В элли­ни­сти­че­ской Алек­сан­дрии ему под­ра­жа­ли Кал­ли­мах, Фео­крит и эпи­грам­ма­ти­ки (Аскле­пи­ад, Посей­дипп, Гедил). Ана­кре­он был вклю­чен в чис­ло 9 лири­ков. Поэты Пала­тин­ской анто­ло­гии посвя­ти­ли ему мно­же­ство эпи­грамм. Они созда­ли лож­ный образ Ана­крео­на — пья­ни­цы и рас­пут­ни­ка. Сло­жен­ные эпи­го­на­ми Ана­крео­на так назы­вае­мые ана­кре­он­ти­ки в огром­ной сте­пе­ни доба­ви­ли поэту попу­ляр­но­сти, но на несколь­ко десят­ков веков обрек­ли забве­нию его под­лин­ное твор­че­ство.

См. также:
АНАКРЕОНТ (Словарь античности)
АНАКРЕОНТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Анакреонта.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Анакреонта.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт. Деталь.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт. Деталь.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт. Деталь: застегнутый фибулой пенис.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА