АПОКРИФЫ (гр. apokrypha), произведения религиозного характера христианского, гностического или иудейского происхождения, под именем библейского персонажа. Их целью являлось дополнение книг Священного Писания. Апокрифы, касающиеся Ветхого Завета, создавались со II в. до н. э., а относящаеся к Новому Завету — со II в. н. э. Их обозначали термином apokryphon (тайный), ибо они содержали истины для посвященных. Апокрифы имели двойную цель: изложить информацию касательно фактов, о которых Святое Писание умалчивает либо говорит вскользь, а также выразить определенное религиозное содержание. Апокрифы служили также средством пропаганды в раннем христианстве, шла ли речь об иудеохристианах, гностиках или еретических сектах. Часто Апокрифы содержат откровения, данные отдельным людям. Апокрифы развивались, разрастались, в результате мы имеем произведения, демонстрирующие основные этапы развития данного апокрифа. Апокрифы сохранились почти на всех языках христианской древности (латинском, греческом, сирийском, армянском, грузинском, эфиопском, старославянском, кельтском и др.). По мере формирования канона Святого Писания, апокрифы оставались за чертой: составлялись списки канонических книг, а также запрещенных апокрифических сочинений. Несмотря на это, апокрифы пользовались огромной популярностью, что нашло отражение, в частности, в народной литературе и в произведениях пластических искусств; сыграли они также важную роль в формировании культуры. К значительнейшим ветхозаветным апокрифам принадлежат: Мученичество Исайи, Псалмы Соломона, Деяния Ахикара и др. Переписанные по-арамейски или по-гречески, они сохранились часто только в переводах. Новозаветные апокрифы делятся подобно самому Новому Завету на евангелия, деяния апостолов, послания и откровения. Евангелия: существует группа евангелий, сохранившихся фрагментарно, а также некоторое число логий, то есть повествований о Христе (авторство большинства из них не установлено); самое известное собрание логий — найденное в Наг-Хаммаде Евангелие от Фомы (коптское). Сохранившиеся Евангелия разделяются на рассказывающие о детстве Христа (так называемые Пратоевангелие Иакова, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие псевдо-Фомы, восточные евангелия о детстве), евангелие страстей (Евангелие Никодима и цикл Пилата), так называемые Вознесения (сборник описаний вознесения Марии). К евангелиям можно причислить такжа и Историю Иосифа-мастера. Апокрифические деяния апостолов рассказывают о деятельности апостолов в форме, приближенной к греческому роману. К ним принадлежат деяния Петра, Павла, Андрея, Фаддея, Фомы, Иоанна. К этой же группе можно причислить так называемые Псевдоклиментины. Из апокрифических посланий нужно назвать переписку Христа и Абгара, а также св. Павла и Сенеки. К откровениям принадлежат произведения, связанные со смертью Марии и ее потусторонним путешествием, и откровения Иоанна, Павла и т. д.