АРИСТИПП; Aristippos, из Кирены, ок. 435 — после 366 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее, как софисты (1.), учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах). В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. Аристипп утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие (hedone) от любой жизненной ситуации, вне зависимости от материальных благ. Сочинения Аристиппа (среди которых диалоги и диатрибы) погибли. Поучения Аристиппа и анекдоты о нем сохранились в основном у Диогена Лаэртского и происходят из сборника, который создан позднее, в начале III в. до н. э. Невозможно, однако, с точностью установить, в какой мере эта доксографическая традиция отражала взгляды самого Аристиппа. Вызывает споры также вопрос, считать ли Аристиппа основателем философской школы киренаиков или им был его внук Аристипп Младший, называемый Metrodidaktos (ученик своей матери), который создал цельную систему гедонизма, основываясь на взглядах деда. Основной категорией учения, известного под именем Аристиппа, ограниченного этическими вопросами, было удовольствие, понимаемое телесно. Получение удовольствий, которыми философ, однако, управляет, составляет подлинное счастье (eudaimonia). Позднейшие киренаики (то есть приверженцы учения Аристиппа, Анникер, Гегесий и Феодор) значительно изменили эти взгляды. Школа перестала существовать в середине III в. до н. э. Платон относился к Аристиппу с неприязнью: особо он подчеркивал в Федоне отсутствие Аристиппа при смерти Сократа, а также критиковал гедонизм Аристиппа (не называя его) в Филебе. В Воспоминаниях о Сократе Ксенофонт представил Сократа полемизирующего с Аристиппом. Он был главным героем сочинений Спевсиппа и Стилпона из Мегары (которые осуждали его взгляды и образ жизни).