Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРИСТИ́ПП

Aris­tip­pus, Ἀρίσ­τιπ­πος, из Кире­ны, осно­ва­тель шко­лы кире­на­и­ков (или гедо­ни­ков), полу­чив­шей и свое назва­ние от име­ни его род­но­го горо­да; про­вел свою юность в Афи­нах в обще­стве Сокра­та (ἀφιγ­μέ­νος Ἀθή­ναζε κα­τὰ κλέος Σωκρἁτους), а затем, по неко­то­рым пока­за­ни­ям, еще при жиз­ни Сокра­та и сам стал учить, подоб­но софи­стам, путе­ше­ст­вуя из одной стра­ны в дру­гую; был, напр., на Эгине, в Сира­ку­зах при дво­ре Дио­ни­сия Млад­ше­го (Plut. Dion. 19. Diog. Laert. 2, 8, 56) и нако­нец на сво­ей родине. Он же, гово­рят, пер­вый меж­ду сокра­ти­ка­ми стал брать пла­ту за уче­ние. Из сочи­не­ний Ари­стип­па, чис­ло кото­рых было, может быть, доволь­но зна­чи­тель­но, ниче­го до нас не дошло. Его уче­ние было, веро­ят­но, при­веде­но в систе­му лишь его уче­ни­ка­ми, может быть, его соимен­ным ему вну­ком. Внеш­ние обсто­я­тель­ства жиз­ни Ари­стип­па, родив­ше­го­ся в бога­том рос­кош­ном горо­де от состо­я­тель­ных роди­те­лей, навер­ное, не оста­лись без вли­я­ния на его фило­со­фию. В его шко­ле при­зна­ва­лось, гово­рят, деле­ние фило­со­фии на 5 частей: περὶ τῶν αἱρε­τῶν καὶ φευκ­τῶν, περὶ τῶν πα­θῶν, περὶ τῶν πρά­ξεων, περὶ τῶν αἰτίων, περὶ τῶν πίσ­τεων, но частя­ми физи­че­ской и диа­лек­ти­че­ской он пре­не­бре­гал. Его фило­со­фия схо­ди­лась с фило­со­фи­ей Анти­сфе­на в том отно­ше­нии, что, отри­цая воз­мож­ность позна­ния абсо­лют­ной, безот­но­си­тель­ной исти­ны, сво­ей конеч­ной целью ста­ви­ла вопрос о сча­стье чело­ве­ка, но вме­сте с тем и суще­ст­вен­но отли­ча­лась от анти­сфе­нов­ской, про­ти­во­по­ла­гая прин­ци­пу пре­не­бре­же­ния к потреб­но­стям прин­цип наслаж­де­ния; несколь­ко видо­из­ме­нив­шись, она про­дол­жа­ла впо­след­ст­вии свое суще­ст­во­ва­ние в эпи­ку­ре­из­ме, так же как анти­сфе­нов­ская в сто­и­циз­ме. Бла­го, по мне­нию Ари­стип­па, есть при­ят­ное ощу­ще­ние, и выс­ше­го сча­стья чело­век дости­га­ет, когда отда­ет­ся вполне тако­му ощу­ще­нию, не сму­ща­ясь ни вос­по­ми­на­ни­я­ми про­шед­ше­го, ни забота­ми о буду­щем (в этом смыс­ле при­ят­ное ощу­ще­ние долж­но быть μο­νόχ­ρο­νον). Ари­стипп раз­ли­чал два πά­θη: πό­νος и ἡδο­νή, пер­вое назы­ва­лось у него τρα­χεῖα, вто­рое λεία κί­νησις; в душев­ных настро­е­ни­ях он при­ни­мал три раз­лич­ных состо­я­ния: удо­воль­ст­вие, неудо­воль­ст­вие и третье — сред­нее меж­ду теми дву­мя; пер­вое он срав­ни­вал с тихим дви­же­ни­ем мор­ских волн при лег­ком вет­ре, вто­рое с поры­ви­стым дви­же­ни­ем их в бурю, третье с тиши­ной шти­ля. Ср. Xen. mem. 2, 1. 3, 8. Cic. acad. 2, 131. de fin. 1, 7, 23. tusc. 2, 6, 15. Hor. ep. 1, 1, 18. 17, 17 сл.

Меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми кире­на­и­че­ской шко­лы после Ари­стип­па наи­бо­лее заме­ча­тель­ны: Геге­сий, Анни­ке­рид и Фео­дор.

См. также:
АРИСТИПП (Словарь античности)
АРИСТИПП (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 148—149.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • АННИКЕРИД, АННИКЕРИС • ЭПИМЕНИД, ЕПИМЕНИД • ЭПИКТЕТ, ЕПИКТЕТ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА