ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ; Basileos, из Кесарии, св., ок. 327—379 гг. н. э., греческий христианский писатель, оратор, Отец Церкви. Родился в многочисленной семье состоятельного учителя красноречия и адвоката в Кесарии Каппадокийский, брат Григория Нисского. Изучал риторику в Кесарии, философию — в Константинополе. Продолжал учение в Никомедии, в Антиохии Сирийской у оратора Либания и в Афинах (вместе с будущим императором Юлианом Отступником). После смерти отца получил в Кесарии кафедру риторики. Приняв христианство, посетил пустыни Египта, Палестины и Сирии. Затем был пустынником в Понтийской Неокесарии. Тогда он составил два устава монастырской жизни и, быть может, написал Филокалии (выборку из произведений Оригена). Ок. 364 г. стал священником, в 370 г. — епископом Кесарийский. Отличился как защитник учения ортодоксальной Церкви, организатор общественной жизни в своей епархии (он строил больницы, приюты, занимался организацией помощи во времена голода, эпидемий и т. д.) и монастырской жизни, благодаря чему он еще при жизни получил прозвание Великого. Пытался достичь примирения римской Церкви с восточными церквями. Его богатое творчество состоит из речей, догматических сочинений, аскетических трактатов и писем. Как автор гомилий, то есть речей на религиозные темы по образцу кинико-стоических диатриб, обнаружил прекрасное знание жизни и человеческой натуры. Он составил также 9 гомилий о 6 днях творения мира (Heksaemeron), содержащих принципы христианской космогонии, которые оказали значительное влияние на религиозную и философскую культуру Запада (их обрабатывал среди прочих и Амвросий). Сохранились также гомилии Василия о псалмах, комментарий к Книге Исайи и 23 другие речи. В двух догматических сочинениях Василий боролся с арианами. Его аскетические сочинения Моралии (Та ethika) и два монастырских устава раскрывают основы аскетической и монашеской жизни на Востоке. В Обращении к юношеству (Sermo ad adulescentes) Василий призывал молодых к постижению античной культуры посредством чтения поэтов, историков и ораторов, предупреждая, однако, о соблюдении некоторых правил предосторожности. Это сочинение оказало большое влияние на школьную систему византийской эпохи и Ренессанса. 365 писем (среди которых дружеские письма, послания утешительные, канонические, догматические, литургические; переписка с Юлианом Отступником является апокрифической) становятся ценным источником изучения истории Церкви в IV в. в Восточной Римской империи. Литургия св. Василия, вероятно, на самом деле является произведением Василия. Труды Василия, переведенные на славянские языки, служили источником знакомства с античными авторами, которых в изобилии цитирует Василий. Особенно рекомендовал Василий чтение Гомера, а затем уже Гесиода, Феогнида, Солона, Архилоха, Еврипида, из прозаиков — Геродота и Плутарха, из философов — Платона. Был в умеренной степени аттицистом.