АВГУСТИН, Аврелий; Augustinus, Aurelius, св., философ, христианский латинский писатель, Отец Церкви, 354—430 гг. н. э. Родился в Тагасте в Нумидии от отца язычника, принявшего христианство лишь перед смертью, и матери, ревностной христианки. Вначале он учился в Тагасте, затем в Мадавре, а в конце концов — в Карфагене (371 г.). Там же он вступил в секту манихеев. После окончания учебы занял должность учителя риторики сначала в Тагасте, а уже на следующий год в Карфагене, чтобы наконец в 383 г. переселиться в Рим. В 384 г. при посредничестве префекта города, язычника Симмаха, получает должность преподавателя риторики в тогдашней столице Западной Империи Медиолане. Здесь, проводя свои занятия, он сам делается слушателем местного епископа Амвросия. Под его влиянием окончательно решает порвать с манихейством и принять христианство (25 апреля 387 г.). Осенью 388 г. возвращается в Тагасту, где проводит два года в монастырском уединении. Получив в 391 г. священнический сан из рук епископа и верующих Гиппона, в 396 г. был избран епископом этого города. Августин в качестве епископа Гиппона повел энергичную борьбу с манихейством, затем с донатистами, а также, в конце жизни, с пелагианами. Помимо забот о пастве, итогом которых явились многочисленные наставления и циклы гомилий (бесед), Августин посвятил себя научной работе, писал письма и отвечал бесчисленным корреспондентам либо в форме трактатов, либо в форме писем. Он жил в монастыре, однако подлинность 3 приписываемых ему монастырских уставов подвергается сомнению. Умер 28 августа 430 г. во время осады Гиппона вандалами. Августин начал писать ок. 380 г. и писал почти до самой смерти, оставил после себя 93 произведения (из которых 10 сочинений погибли), наставления и письма. К наиболее значительным трудам Августина мы причисляем объемную автобиографию Исповедь (Confessiones) в 13 книгах, одно из наиболее известных и значимых произведений всей патристической литературы, описывающее с необычайной глубиной историю его обращения. В написанных под конец жизни Опровержениях (Retractationes; 427 г.) Августин оценивает свое творчество и вносит поправки в некоторые провозглашенные им прежде теологические взгляды. Философией Августин занимался больше в ранний период своей писательской деятельности. В то время был написан труд Против академиков (Contra Academicos) в 3 книгах и этические сочинения: О счастье (De beata vita), О порядке (De ordine), короткое незаконченное сочинение О бессмертии души (De immortalitate animae). Эту тему продолжает трактат О величии души (De quantitate animae). Об учителе (De magistro) оговаривает отношения учителя и ученика, О музыке (De musica) в 6 книгах, помимо теоретических вопросов, поднимает проблему влияния музыки на формирование культуры мысли. Среди догматических сочинений Августина особого внимания заслуживает обширное (15 кн.) произведение О Святой Троице (De Trinitate), которое породило отдельное учение о Святой Троице, изложенное на соборах: Никейском I и Константинопольском I. Не менее важен труд О граде Божием (De civitate Dei) в 22 книгах, созданный в 413—427 гг., задуманный как апология против язычников, которые в разорении Рима в 410 г. видели доказательство слабости Бога христиан. Августин представил здесь историю человечества как борьбу «царства Бога» и «царства Сатаны». Это первое произведение христианской историологии, которое пользовалось огромным авторитетом, особенно в эпоху средневековья. Августин был также автором сочинений: О вере и символе (De fide et symbolo), Об истинной религии (De vera religione), Руководство для Лавра, или О вере, надежде и любви (Enchiridion ad Laurentium seu de fide, spe et caritate), в которых доказывает необходимость веры в Бога и истины, Им объявленные, обосновывает истинность католической религии, поясняет содержание Символа Веры, а также называет 3 божественные добродетели: веру, надежду и любовь — фундаментом христианской жизни. Среди важнейших полемических сочинений надо назвать О ересях (De haeresibus), содержавшее обсуждение 88 ересей, от Симона Волхва до Пелагия (которого Августин оспаривал и в отдельных сочинениях). В произведении Об укладе католической Церкви и об обычаях манихеев (De moribus Есclesiae Catolicae et de moribus Manichaeorum) Августин описал структуру манихейства и изложил взгляды на мораль тогдашней Церкви. В сочинениях О пользе веры (De utilitate credendi) и Против Секунда Манихея (Contra Secundinum Manichaeum) Августин обосновал свой отход от манихейства. Долгие годы Августин боролся также с донатистами, которые между прочим не считали недействительным крещение, произведенное еретиком, оспаривали первенство Римской Церкви и т. д. Против них Августин направил прежде всего сочинения О крещении против донатистов (De baptismo contra Donatistas), Против посланий Пармениана (Contra epistulam Parmeniani), Послание к католикам против донатистов, или О единстве Церкви (Epistula ad catholicos de secta Donatistarum seu De unitate ecciesiae), К донатистам после встречи (Ad donatistas post collationem), Против Гауденция (Contra Gaudentium). Он полемизировал также с учением Пелагия. Здесь следует назвать сочинения О душе и ее происхождении (De natura et origine animae), О духе и букве (De spiritu et littera), О милости Христа и первородном грехе (De gratia Christi et de peccato originali), Против Юлиана VI книг (Contra Iulianum libri VI), Неоконченное сочинение против другой проповеди Юлиана (Contra secundam Iuliani responsionem imperfectum opus), О милости и свободе воли (Liber de gratia et libero arbitrio). Против ариан (см. Арий) Августин выступал многократно, среди прочих в работе Против еретика Максимина, епископа ариан. Много времени и труда Августин посвятил комментированию Священного Писания. Плодом этого труда были, прежде всего, сочинения О Книге Бытия в дословном значении (в 12 книгах) (De Genesi ad litteram libri XII), Введение в Псалмы (Enarrationes in psalmos), 0 Нагорной проповеди (в 2 книгах) (De sermone Domini in monte libri II), Трактат о Евангелии от Иоанна (Tractatus in Evangelium Ioannis), а также другие комментарии к книгам Ветхого и Нового Завета. Заслуживают внимания еще работы О согласии евангелистов (De consensu Evangelistarum) и О христианском учении (De doctrina Christiana). Пастырская деятельность Августина поставила перед ним множество практических вопросов: желая на них ответить, он создал многочисленные аскетично-практические сочинения, из которых наиболее значительны О борьбе христиан (De agone Christiano), описывающее каждодневную борьбу добра со злом в жизни христианина, О терпении (De patienta), О браке (De bono coniugali), О прелюбодеянии (De adulterinis coniugiis), О тоске по умершим (De cura gerenda pro mortius), О научении основам веры людей, незнакомых с учением Христа (De catechizandis rudibus). Под именем Августина мы находим в рукописях собрание 277 писем (между ними есть также письма к нему) и большое число наставлений, среди которых многие не являются подлинными. Числом своих сочинений Августин превосходит других латинских церковных писателей того периода. Августин имел основательную риторическую подготовку, блестяще знал латинскую литературу. Был также прекрасно начитан в классических авторах, а также в более поздних. Благодаря этому он мог передать интеллектуальное наследие античности средним векам, ему удалось также «окрестить» некоторые элементы языческой философии и самостоятельно развить мысли своих предшественников, христианских писателей. В своем творчестве он руководствовался прежде всего практическими целями, в частности задачами пастырской деятельности. Именно ими мотивировано употребление Августином простого, живого, образного языка. Огромный писательский талант и остроумие Августина сделали его известным, хотя излишняя риторика и могла порой утомить читателя. Августин оказал сильное влияние на теологию, в особенности своим учением о благодати, о Церкви и некоторых вопросах морали. Его творчество отразилось и на дальнейшем развитии историософии и некоторых философских концепций. Язык Августина повлиял в значительной степени на формирование церковной латыни. Характер и личность Августина определили то, что в трактовке многих вопросов он допустил преувеличения. Чересчур эмоционально он подходил к проблемам, требующим для своего решения спокойствия и рассудительности, не раз забывая о важных вещах ради частностей. Но он умел также критически оценивать свою деятельность.