Античные писатели

ГЕРОНД или ГЕРОД; He­rond (He­rod), III в. до н. э., гре­че­ский поэт. Автор лите­ра­тур­ных мимов, назы­вае­мых мими­ям­ба­ми, напи­сан­ных хро­мым ямбом. Восемь его мимов и несколь­ко фраг­мен­тов были откры­ты в 1890 г. в резуль­та­те наход­ки папи­рус­но­го свит­ка. Это корот­кие, не пре­вы­шаю­щие 100 сти­хов диа­ло­ги или даже моно­ло­ги из жиз­ни жите­лей горо­дов (Алек­сан­дрии или Коса), часто непри­стой­но­го содер­жа­ния. Они объ­еди­не­ны в пары, свя­зан­ные общим содер­жа­ни­ем или настро­е­ни­ем. Дей­ст­вие мимов I, II и III (а воз­мож­но, и IV) про­ис­хо­дит на Косе. В миме I Свод­ня (Pro­kyk­lis e Mastro­pos) ста­рая нянь­ка-свод­ня Гил­лис наве­ща­ет моло­дую жен­щи­ну Мет­ри­ху, муж кото­рой надол­го уехал из дому. Гил­лис уго­ва­ри­ва­ет Мет­ри­ху, чтобы та вос­поль­зо­ва­лась любо­вью бога­то­го юно­ши. Моло­дая жена с отвра­ще­ни­ем отвер­га­ет пред­ло­же­ние, но ста­ру­ха уго­ва­ри­ва­ет ее, пот­чуя пре­крас­ным вином соб­ст­вен­но­го изготов­ле­ния. Мим II Свод­ник (Por­no­bos­kos) — это моно­лог вла­дель­ца пуб­лич­но­го дома, огла­шаю­ще­го перед судом обви­ни­тель­ную речь. Обви­ня­е­мый, фини­кий­ский купец, вло­мил­ся в дом свод­ни­ка и похи­тил одну из деву­шек. Оба этих мима явля­ют­ся живой иллю­ст­ра­ци­ей кипу­чей жиз­ни пор­та Кос и царя­щих там обще­ст­вен­ных отно­ше­ний (в миме II пока­за­но поло­же­ние чуже­зем­ца сре­ди корен­ных жите­лей). В миме III Учи­тель (Di­das­ka­los) мать непо­слуш­но­го маль­чи­ка про­сит учи­те­ля о назна­че­нии ему нака­за­ния, посколь­ку она сама не может спра­вить­ся с сыном. Боль­шую часть про­из­веде­ния состав­ля­ет моно­лог мате­ри, пере­чис­ля­ю­щей про­вин­но­сти пар­ня. Нака­за­ние, назна­чен­ное учи­те­лем, ее не удо­вле­тво­ря­ет. Про­из­веде­ние это часто цити­ру­ет­ся в каче­стве обзо­ра вос­пи­та­тель­ных мето­дов древ­них, хотя это толь­ко слу­чай, как и все­гда у Герон­да, и крас­ки здесь сгу­ще­ны. В миме IV Жен­щи­ны в хра­ме Аскле­пия (Askle­pio ana­tithei­sai kai thy­sia­zu­sai) две жен­щи­ны в зна­ме­ни­том хра­ме Аскле­пия на Косе, куда они при­шли при­не­сти жерт­вы, любу­ют­ся увиден­ны­ми там рос­пи­ся­ми и резь­бой. Этот мим содер­жит инте­рес­ное (харак­тер­ное для алек­сан­дрий­ской поэ­зии) опи­са­ние про­из­веде­ний искус­ства, сре­ди кото­рых утра­чен­ная кар­ти­на вели­ко­го худож­ни­ка Апел­ле­са. Мимы V—VII разыг­ры­ва­ют­ся, веро­ят­но, в Алек­сан­дрии. Мимы V Завист­ни­ца и VI Подру­ги пред­став­ля­ют собой очень едкие при­ме­ры без­нрав­ст­вен­но­го поведе­ния жен­щин. В V жесто­кая гос­по­жа при­ка­зы­ва­ет нака­зать сво­его раба за изме­ну, что, одна­ко, не испол­ня­ет­ся бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству моло­день­кой неволь­ни­цы; VI — раз­го­вор подруг, кото­рый, если абстра­ги­ро­вать­ся от его дву­смыс­лен­но­го содер­жа­ния, пред­став­ля­ет собой пре­крас­ное, акту­аль­ное по сей день паро­дий­ное опи­са­ние бабьих спле­тен. Мим VII Сапож­ник (Sky­teus) — сцен­ка визи­та двух дам к сапож­ни­ку. Сапож­ник, как и при­ста­ло куп­цу, хва­лит товар и жалу­ет­ся на труд­но­сти с закуп­кой мате­ри­а­ла и с работ­ни­ка­ми, дамы кри­ти­ку­ют товар, в кон­це кон­цов, все при­хо­дят к частич­но­му согла­ше­нию. Мим VIII Сон (Eny­pion), текст кото­ро­го силь­но испор­чен, отли­ча­ет­ся по сво­е­му харак­те­ру от дру­гих мимов. Это авто­био­гра­фи­че­ский алле­го­ри­че­ский моно­лог кре­стья­ни­на-поэта, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет свой сон и объ­яс­ня­ет его зна­че­ние. Сон опи­сы­ва­ет посвя­ще­ние Герон­да в поэты, его пред­ше­ст­вен­ни­ков, обще­ст­вен­ное отно­ше­ние к его поэ­зии. Глав­ным образ­цом для Герон­да был Гип­по­накс. У него Геронд пере­нял фор­маль­ные при­зна­ки — ионий­ский диа­лект мими­ям­бов, сло­варь и, воз­мож­но, спо­соб рас­кры­тие темы — нату­ра­лизм и даже вуль­гар­ность. В отно­ше­нии содер­жа­ния у него были и дру­гие образ­цы, преж­де все­го он исполь­зо­вал про­из­веде­ния мимо­гра­фов клас­си­че­ской эпо­хи (в основ­ном Софро­на), образ­цы раз­лич­ных комедий­ных направ­ле­ний и твор­че­ство совре­мен­ных ему алек­сан­дрий­ских поэтов. У Герон­да мно­го обще­го с Фео­кри­том, кото­рый тво­рил несколь­ко рань­ше него. Мими­ям­бы Герон­да не были пред­на­зна­че­ны для поста­нов­ки на сцене, но они пред­став­ля­ют собой лите­ра­тур­ную обра­бот­ку ано­ним­ных сце­ни­че­ских мимов, один из кото­рых под назва­ни­ем Невер­ная жена сохра­нил­ся на папи­ру­се II в. н. э.; он обна­ру­жи­ва­ет отчет­ли­вое сход­ство с V мимом Герон­да.

См. также:
ГЕРОНД (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА