ДИОН ХРИЗОСТОМ (ЗЛАТОУСТ); Dion Chrysostomos, лат. Dio Cocceianus, из Прусы в Вифинии, ок. 40—115 гг. н. э., греческий оратор и философ. Представитель второй софистики (см. Софисты 2.), ученик стоика Музония. Глубоко образованный, он достаточно рано начал политическую карьеру и публичные выступления. Переехал в Рим, где завязал дружеские отношения с императором Титом. В 82 г., будучи втянутым в заговор против Домициана, был изгнан. Суровая скитальческая жизнь повлияла на изменение взглядов Диона Хризостома. Из софиста он сделался философом киником. Вызванный из изгнания императором Нервой, вновь начал карьеру в качестве политика, ритора и философа. Ее вершины он достиг при Траяне, который стал для него воплощением идеала правителя. Из творческого наследия Диона Хризостома сохранилось 80 речей (среди них две принадлежали перу его ученика Фаворина). К наиболее известным речам относятся I—IV Об управлении (Peri basileias), где Дион Хризостом перечисляет черты подлинного правителя, такие как мягкость, справедливость, мудрость. В этих речах он чествовал Траяна. Самой знаменитой и одной из прекраснейших речей Диона Хризостома является VII Эвбейская речь (Euboikos), содержащая идиллическое описание природы и восхваление жизни на ее лоне, а также хвалу бедности. Речи VI—VIII, X относятся к кинику Диогену: Диоген, или О тирании (Diogenes e peri tyrannidos), Диоген, или О добродетели (Diogenes e peri aretes), Диоген, или Истмийския речь (Diogenes e Isthmikos), Диоген, или о рабстве (Diogenes e peri oiketon). Эти речи, носящие апологетический характер, являются выражением восхищения Диона Хризостома жизнью и воззрениями знаменитого философа. Речь XI Троянская (Troikos) представляет собой род практикуемого софистами парадоксального отрицания. Дион Хризостом доказывает в нем, что Трои вообще не существовало, а то, что о ней рассказывает Гомер, есть ложь. Речь XII Олимпийская (Olympiakos), произнесенная в Олимпии, является ценным источником для изучения религиозных и эстетических взглядов Диона Хризостома. В речах XIV и XV О рабстве и свободе (Peri duleias kai eleutherias) Дион Хризостом ставит под сомнение правомерность существования института рабства. В речи XVIII О выборе греческого чтения (Peri logu askeseos) предписывает чтение Ксенофонта, ибо в его произведениях он видит образец политического и судебного красноречия, а также достойный подражания пример простоты. Речи XXVIII—XXX — это собрание надгробных речей: две на смерть бойца Меланкома (Melankomas te taksei) и одна на смерть Харидема (Charidemos). В речах XXXI—XXXV: речи в честь городов (Родоса, Александрии, Тарса и Келайна) — Дион Хризостом провозглашает необходимость соответствующего воспитания политиков, мечтает о правлении философов. Речь XXXVI Борисфенская (Borysthenikos), интересная с точки зрения истории Ольвии, отголосок путешествия в Дакию и на Борисфен, представляет собой, в сущности, лекцию о справедливом городе-государстве и царствовании богов. Речи XXXVIII—LI Вифинские (Bithyniakoi logoi) касаются также государства и управления. Дион Хризостом выступает здесь как политик и защитник общего блага (homonoia). Литературных вопросов касается речь LII О луке Филоктета у Эсхила, Софокла и Еврипида (Peri Aischylu kai Sophohleus kai Euripidu e peri tu Philoktetu tokson). Дион Хризостом сравнивает обрисовку Филоктета и версии похищения его лука у трех греческих трагиков. С этой речью связана речь LIX Филоктет (Philoktetes), являющаяся парафразом пролога и первой сцены трагедии Еврипида с тем же заглавием. Дион Хризостом находился под сильным влиянием стоицизма и кинизма. Он был популярным философом, сочувствовал бедным и обиженным, а его принципом была «филантропия». Дион Хризостом, умеренный аттицист, брал за образец Платона и Ксенофонта. Его речи являются важным источником для изучения истории культуры, особенно греческого Востока до 100 г. Еще при жизни ему подражал Фаворин, позднее — Максим Тирский, Элиан, Фемистий и Синесий из Кирены, автор монографии о Дионе Хризостоме. Для позднейших писателей Дион Хризостом был классиком ораторского искусства.