Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИО́Н

Dio, Δίων,

1) бла­го­род­ный сира­ку­зец, родил­ся в 409 г. до Р. Х., сын Гип­па­ри­на, брат Ари­сто­ма­хи, супру­ги Дио­ни­сия, и муж ее доче­ри. Еще в юном воз­расте, под вли­я­ни­ем Пла­то­на, он полю­бил заня­тие фило­со­фи­ей, но, несмот­ря на свою откро­вен­ность и стро­гость нра­вов, был в поче­те и у Дио­ни­сия Стар­ше­го. Одна­ко он без­успеш­но ста­рал­ся бла­готвор­но повли­ять как на него, так и впо­след­ст­вии на его сына. Окле­ве­тан­ный Фили­стом, он был изгнан в 366 г. и отпра­вил­ся в Гре­цию, где, поль­зу­ясь высо­ким ува­же­ни­ем, жил в обще­стве фило­со­фов, пока жесто­ко­сти Дио­ни­сия Млад­ше­го и пре­сле­до­ва­ние его семей­ства (его супру­га Аре­та была выда­на замуж за Тимо­кра­та, а его сын Аре­тей, или Гип­па­рин, был увле­чен в рас­пут­ство) не побуди­ли его, вме­сте с бра­том сво­им Мега­к­лом и при помо­щи Герак­лида, сде­лать попыт­ку к осво­бож­де­нию оте­че­ства. С 800 наем­ни­ков он сел на три кораб­ля в Закин­фе, в 357 г., и был при­нят в Сира­ку­зах с радо­стью; одна­ко замок горо­да оста­вал­ся в руках воз­вра­тив­ше­го­ся из Ита­лии Дио­ни­сия. После­до­ва­ла про­дол­жи­тель­ная борь­ба. Пере­го­во­ры с Дио­ни­си­ем и рез­кое обра­ще­ние лиши­ли Дио­на рас­по­ло­же­ния наро­да. Когда Герак­лид окле­ве­тал его в стрем­ле­нии к тира­нии, он со сво­и­ми наем­ни­ка­ми отпра­вил­ся к леон­тин­цам; но, когда выбран­ные на его место 25 стра­те­гов не были в состо­я­нии защи­щать город, сира­ку­зяне сно­ва при­гла­си­ли его к себе на помощь. Не думая о мести, он опять взял на себя обя­зан­но­сти вое­на­чаль­ни­ка, пре­до­ста­вив Герак­лиду коман­до­ва­ние фло­том. Нако­нец, ему уда­лось при­нудить Дио­ни­сия к сда­че кре­по­сти. Но когда Дион, при всей сво­ей про­сто­те и уме­рен­но­сти, стал обна­ру­жи­вать боль­шую стро­гость и стре­мить­ся к тому, чтобы пре­об­ра­зо­вать необуздан­ную демо­кра­тию в ари­сто­кра­ти­че­скую фор­му прав­ле­ния, то народ опять стал слу­шать­ся дема­го­гов. Допу­щен­ная Дио­ном казнь Герак­лида еще более воз­буди­ла про­тив него народ. Этим настро­е­ни­ем сира­ку­зян вос­поль­зо­вал­ся афи­ня­нин Кал­липп; вкрав­шись хит­рым обра­зом в дове­рие Дио­на, он соста­вил заго­вор про­тив него, и Дион был убит в сво­ем покое им и его сообщ­ни­ка­ми в 353 г. Сира­ку­зяне опла­ки­ва­ли его смерть и воз­двиг­ли памят­ник в честь его как вос­ста­но­ви­те­ля сво­бо­ды. Plut. Dion. Nep. Dion. Diod. Sic. 16;

2) Dio Chry­sos­to­mus Coc­cei­us (а не Coc­ceia­nus), родил­ся в Пру­се в Бифи­нии, око­ло середи­ны 1 в. по Р. Х., про­ис­хо­дил из знат­но­го семей­ства, тща­тель­но был вос­пи­тан и сна­ча­ла зани­мал­ся рито­ри­кой, потом посвя­тил себя фило­со­фии и сде­лал­ся после­до­ва­те­лем уче­ния сто­и­ков. В прав­ле­ние импе­ра­то­ра Дио­кле­ци­а­на он неко­то­рое вре­мя жил в Риме, но вско­ре был изгнан им оттуда, стран­ст­во­вал по при­ду­най­ским вла­де­ни­ям рим­ской импе­рии и воз­вра­тил­ся в Рим, когда на импе­ра­тор­ский пре­стол взо­шел друг его, Кок­цей Нер­ва, у кото­ро­го, рав­но как и у пре­ем­ни­ка его Тра­я­на, он был в боль­шом поче­те. Побы­вав в сво­ем род­ном горо­де (100 г.), он опять воз­вра­тил­ся в Рим, где и умер, неиз­вест­но в кото­ром году. Зна­ме­ни­тые речи его (80 речей), за кото­рые его про­зва­ли Зла­то­устым (Chry­sos­to­mus), ско­рее — рас­суж­де­ния фило­соф­ско­го и нрав­ст­вен­но­го содер­жа­ния, изло­жен­ные в весь­ма изящ­ной фор­ме чистым язы­ком. Они дошли до нас и обна­ру­жи­ва­ют в авто­ре счаст­ли­во­го под­ра­жа­те­ля Пла­то­на, Демо­сфе­на и Эсхи­на; он луч­ший сти­лист сво­его вре­ме­ни. Изд. J. J. Reis­ke (1784—1789), Em­pe­rius (1844) L. Din­dorf (1857);

3) его внук, Dio Cas­sius Coc­ceia­nus (вер­нее: Cas­sius Dio), родил­ся в Никее в 155 г. по Р. Х., про­ис­хо­дил из сена­тор­ско­го семей­ства и полу­чил тща­тель­ное вос­пи­та­ние. В зре­лом воз­расте (186—190) он высту­пил в Риме ора­то­ром, сде­лал­ся сена­то­ром, затем пре­то­ром (194 г.) и при импе­ра­то­ре Мак­рине управ­лял Пер­га­мом (218 г.). Впо­след­ст­вии был два раза кон­су­лом, управ­лял по оче­реди про­вин­ци­я­ми: Афри­кой, Дал­ма­ци­ей и Пан­но­ни­ей и, избе­жав, бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству Алек­сандра Севе­ра, яро­сти пре­то­ри­ан­цев, недо­воль­ных им за стро­гость его дис­ци­пли­ны, про­вел послед­ние годы сво­ей жиз­ни в Кам­па­нии. После вто­ро­го сво­его кон­суль­ства он воз­вра­тил­ся на роди­ну и там и умер. По вну­ше­нию боже­ства, явив­ше­го­ся ему в сно­виде­нии, он напи­сал исто­рию прав­ле­ния импе­ра­то­ра Ком­мо­да, при­нял­ся затем за свою боль­шую рим­скую исто­рию (Ρω­μαϊκὴ ἱστο­ρία) и нашел силу и муже­ство про­дол­жать и кон­чить ее опять же в сно­виде­ни­ях, в кото­рых судь­ба (Τύ­χη) обе­ща­ла ему бес­смер­тие. 22 года он трудил­ся над этой исто­ри­ей; начи­ная со ска­за­ний об Энее, она заклю­ча­ла в себе 80 книг, разде­лен­ных по дека­дам, и была состав­ле­на таким обра­зом, что совре­мен­ные авто­ру собы­тия изла­га­лись в ней гораздо подроб­нее осталь­ных. Dio Cass. 72, 18. От этой исто­рии сохра­ни­лись кни­ги 37—54, а из дру­гих книг более или менее зна­чи­тель­ные извле­че­ния, сде­лан­ные кон­стан­ти­но­поль­ским мона­хом Кси­фи­ли­ном в 11 в. Про­дол­же­ние исто­рии Дио­на до Кон­стан­ти­на Вели­ко­го, конеч­но, напи­са­но поз­же, веро­ят­но, хри­сти­ан­ским авто­ром. Слог Дио­на тща­тель­но выра­ботан, часто крас­но­ре­чив, но ино­гда и тяжел. Глав­ным делом явля­ют­ся у него воен­ные собы­тия, затем при­двор­ные изве­стия, а изло­же­ние исто­рии государ­ст­вен­но­го раз­ви­тия ему ока­зы­ва­ет­ся не по силам. Защит­ни­ки сво­бо­ды ему, как царе­двор­цу, нена­вист­ны. Повсюду про­яв­ля­ет­ся суе­вер­ная страсть к чуде­сам. Образ­цом ему, по-види­мо­му, слу­жил Поли­бий, кото­ро­му он под­ра­жал в обсуж­де­нии собы­тий и их при­чин, не будучи, одна­ко, в состо­я­нии порав­нять­ся с ним; неко­то­рые отде­лы состав­ле­ны по образ­цу Фукидида, а поли­ти­че­ские рас­суж­де­ния, содер­жа­щи­е­ся во встав­лен­ных речах, — по образ­цу ора­то­ров клас­си­че­ско­го пери­о­да. Изд. Fab­ri­cius и Rei­ma­rus (1750—1752), F. W. Sturz (1824), J. Bek­ker (1849), L. Din­dorf (1863).

См. также:
ДИОН (Словарь античности)
ДИОН ХРИЗОСТОМ (ЗЛАТОУСТ) (Античные писатели)
КАССИЙ ДИОН (Словарь античности)
КАССИЙ ДИОН КОКЦЕЯН (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 403—404.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА