ЕВРИПИД; Euripides, с Саламина. ок. 485—406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую-то собственность на Саламине, другую — в аттическом округе Флия. Еврипид получил прекрасное образование (вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа). Был жрецом Зевса во Флии и однажды участвовал в афинском посольстве в Сиракузы. По характеру скорее нелюдим, он наиболее охотно находился в своем жилище на Саламине, посвящая время исследованиям и писательскому труду; там у него была своя библиотека. В 455 г. Еврипид впервые выступил в трагическом агоне и занял третье место, первый успех к нему пришел в 441 г. Подвергшись нападкам за новизну взглядов, он лишь 5 раз получил первую награду (в том числе одну посмертно). В 408 или 407 г. навсегда покинул Афины. Он удалился в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая, где среди прочего написал в честь царя пьесу Архелай (фр.). Умер в Пелле, по легенде, растерзанный сворой гончих псов. Еврипид был дважды женат, в первый раз на Мелите, второй — на Хорине (или Хориле), с которой прижил 3 сыновей (один из них, Еврипид, тоже трагический поэт, поставил после смерти отца его последние произведения). Драматическое творчество Еврипида насчитывало 92 произведения, объединенные в трилогии или тетралогии, часто не связанные сюжетно. Целиком сохранилось 17 трагедий и одна сатирова драма, а также свыше 1000 фрагментов. В творчестве Еврипида различают 3 периода; произведения, написанные в каждый из них, имеют общие черты, роднящие их между собой. Первую группу составляют драмы, которые можно назвать психологическими, так как Еврипид со знанием дела описывает в них переживания женщин, одержимых сильными страстями. Алкест (Alkestis; 438 г.), самая ранняя из сохранившихся пьес, представляла последнюю часть тетралогии, состоявшей из сатировых драм. Отсюда ее трагически-бурлескный характер. Еврипид использовал здесь мотив обмана смерти: жена отдает жизнь за мужа, но в награду за добровольную жертву сама вырывается из рук смерти. В драме Медея (Medea; 431 г.) трагический конфликт разыгрывается в истерзанном страстью сердце женщины. Преданная и обманутая варварская царица после тяжелой, мастерски описанной внутренней борьбы убивает собственных детей, чтобы таким способом отомстить их отцу, неверному Ясону. Жертвой страсти представляется также Федра, героиня трагедии Ипполит Увенчанный (Hippolytos stefaneforos; 428 г.), являющейся новой обработкой плохо принятой публикой пьесы под названием Ипполит, скрывающий облик (Hippolytos kalyptomenos). Федра старается скрыть и одолеть страстную любовь к своему пасынку Ипполиту. Когда тайна раскрывается, отвергнутая и униженная, она совершает самоубийство, мстя Ипполиту из могилы клеветой. В Гекубе (ок. 425 г.) Еврипид показал трагедию страдающей матери и царицы уничтоженного народа. Эта удрученная горем, но полная достоинства женщина превращается в жаждущую крови мстительницу. Гекуба — великая трагедия мести, интриг и клеветы. К тому же кругу мифов принадлежит Андромаха (ок. 419 г.; в Афинах не ставилась), представляющая трагедию униженной и брошенной в крайнюю нужду богатой женщины. Другую группу составляют патриотические и политические драмы: Гераклиды (Herakleidai; ок. 429 г.) — история детей Геракла, ищущих в Аттике помощи против врагов. Конфликт двух образов — жестокой силы (Еврисфей) и царского великодушия (Демофон) — должен был по замыслу Еврипида соотноситься с положением в греческом мире, разделенном началом Пелопоннесской войны на два лагеря: Спарты и Афин. Эхо этой войны мы слышим также в Плакальщицах (Hiketides; ок. 420 г.). Главный герой драмы, афинский царь Тесей, который на просьбы матерей аргивянок помогает им отыскать останки погибших сыновей, воплощает здесь высокие идеалы афинского государства. Безумный Геракл (Herakles mainomenos; предположительно ок. 416 г.) — трагическая повесть о незаслуженном унижении героя, которое настигло его в конце жизни. Геракл на вершине славы в припадке безумия убивает жену и детей. Очнувшись, он хочет покончить с собой, но его удерживает испытанный друг Тесей. Древние называли эту трагедию «хвалой Тесею», мудрость которого символизирует здесь мудрость управляемого им государства. Троянки (Troades; 415 г.) представляют собой ряд трагических картин, рассказывающих о судьбах троянских пленниц после падения города, это одна из наиболее пессимистических трагедий Еврипида, утверждающая, что война приносит только несчастье как побежденным, так и победителям. Третья, самая поздняя группа включает пьесы со сложной интригой и запутанным действием, стержнем которого являются великолепно обрисованные характеры. Электра (вероятно, 413 г.) с точки зрения содержания — это уже известная нам трагедия о матереубийстве Ореста (после трагедий Эсхила и Софокла). У Еврипида вся история разыгрывается в скромной хижине крестьянина, которому Электра была отдана в жены. В действиях Ореста поэта интересуют прежде всего моральные проблемы. После убийстза матери Орест и Электра охвачены чувством вины, от которого нет лекарства. Не помогает даже ссылка на приказ Аполлона, который, отдавая его, сам заслужил осуждение. Пьесой, полной интриг и приключений, окрашенной скорее басенным, чем трагическим настроением, является Елена (Helene; 412 г.). Поэт обработал здесь известную из Палиподии Стесихора версию мифа, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены, подлинная же Елена, как верная и любящая жена, ждала Менелая в Египте. После многих приключений поэт соединяет прежде разлученных супругов. В этой легкой пьесе также скрыта критика войны: столько лет греки сражались из-за призрачной тени! Можно увидеть в этой пьесе и подобие изобилующего интригами и чудесными приключениями греческого романа. Развернутой драматической интригой обладает также Ион (Ion; между 413 и 409 гг.), описывающий судьбу героя, сына Аполлона, предка ионийцев. Мотив подкинутого ребенка и взаимного узнавания, наряду со счастливым концом пьесы, приводит к тому, что эта «спокойная трагедия» представляется предвестницей комедий Менандра. Вновь узнавание (на этот раз родителей) и не менее сложная интрига делают из Ифигении в Тавриде (Ifigeneia he en Taurois; между 413 и 409 гг.) необычайно эффектную драму. В Ифигении в Авлиде (Ifigeneia he en Aulidi; 406 г.) главная героиня, вначале пораженная и взволнованная, после тяжкой внутренней борьбы сознательно решает пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить удачу грекам, терпящим поражение в войне с троянцами. Драма Орест (408 г.) представляет собой психологическое исследование последствий страшного дела для самого матереубийцы и его окружения. Отвергнутый богами и преследуемый людьми, Орест изо всех сил старается спастись. Приговоренный к смерти, он пытается отомстить Менелаю, от которого тщетно ожидал помощи. Остальные трагедии Еврипида трудно причислить к одной из вышеназванных групп. К ним принадлежат Финикиянки (Foinissai; ок. 408 г.), сюжетом которых так же, как и сюжетом Семеро против Фив Эсхила, является братоубийственная борьба сыновей Эдипа; там есть ряд прекрасных сцен: среди них блестящее описание битвы и обзор войска со стен города. Вакханки (Bakchai; 407 г.) — единственная сохранившаяся «дионисийская» драма. Еврипид описал в ней историю царя Пенфея, который отважился препятствовать Дионису в его победоносном шествии по миру, и жестокую месть разгневанного бога. Трагедия эта, интерпретируемая различными способами то как доказательство безбожия Еврипида, то, в других источниках, как свидетельство его обращения, несомненно доказывает, что поэт умел постигать и оценивать иррациональные стороны человеческой натуры. В сатировой драме Циклоп (Kyklops; дата написания не установлена), единственном целиком сохранившемся образце этого жанра, Еврипид описал приключение Одиссея в пещере Полифема. Еврипид написал также трагедию Ресос (воссоздающую эпизод из X книги Илиады). Ее место в рукописях Еврипида заняла трагедия неизвестного автора под тем же названием, созданная, вероятно, в IV в. до н. э. Сюжеты своих произведений Еврипид брал из мифов, отыскивая их малоизвестные локальные версии, а известные мифы изменял в соответствии с принципами своего искусства и собственными воззрениями. Еврипид дегероизировал мифологические образы. Из монументальных героев Эсхила он сделал простых людей, которые по-человечески принимают трагическую судьбу. Боги у Еврипида подвержены тому же нравственному суду, что и люди. Как рационалист, Еврипид подрывал веру в божественное происхождение государственных институтов и нравственно-правовых норм. Он доказывал, что не существует разницы между свободным и рабом, греком и варваром, признавая, что единственным критерием достоинства человека является его нравственность. Он преследовал любые проявления несправедливости и жестокости, говорил о войне как о тотальном зле, угрожающем высшим человеческим ценностям. Хороший наблюдатель, Еврипид старался всегда вскрыть психологические мотивы поступков своих героев. С несравненной прозорливостью и прямотой обнажал он как дурные, так и добрые черты человеческой натуры. Прослывший женоненавистником, он с особой силой описывал их страсти, однако ему удалось показать и их самоотверженность. Драматическое новаторство Еврипида столкнулось с критикой современников, которых отталкивал определенный схематизм предваряющих действие прологов (обычно произносимых каким-либо божеством), а более всего — появляющийся в конце deus ex machina (то есть бог на сценической машине). Он был нужен среди прочего для того, чтобы действие, отошедшее довольно далеко от общепризнанной версии мифа, вернуть в традиционной русло. Хор в драмах Еврипида играл меньшую роль, чем у его предшественников, связь его выступлений с действием также более произвольна (исключением являются Вакханки, одна из последних пьес Еврипида). Зато Еврипид увлеченно вводил сольные арии (монодии). Замечательны у него поэтические споры-агоны, чаще всего по существу трагического конфликта, в которых яснее всего обозначилось влияние софистов. Многие существенные элементы переняла у Еврипида новая комедия (см. Менандр), а за ней и позднейший европейский театр: Еврипид первым ввел в своих пьесах мотив узнавания и интригу, разработал монолог, который должен был отразить внутренние переживания героя, а прежде всего отважился представить на сцене любовь. Еврипида оценили лишь после смерти; о последующей его популярности свидетельствует само число сохранившихся трагедий, многие сцены из которых отражены в живописи и скульптуре. В Риме произведения Еврипида переводились чаще, чем трагедии Эсхила и Софокла; его влиянию подвергся прежде всего Сенека, переработавший несколько его трагедий.