Словарь античности

ЕВРИПИД (греч. Euri­pi­des, лат. Euri­pi­des), род. 485/484 или 480 до н. э. на Сала­мине, ум. в 406 до н. э. в Пел­ле, млад­ший из 3 клас­си­че­ских гре­че­ских тра­гедий­ных поэтов, про­ис­хо­дил из зажи­точ­ной семьи; в 408 до н. э. по при­гла­ше­нию македон­ско­го царя Архе­лая при­был к его дво­ру в Пел­лу. Им постав­ле­ны 22 тет­ра­ло­гии, при­чем он четы­ре­жды был при­знан победи­те­лем (впер­вые в 455). Сохра­ни­лось 17 тра­гедий и сати­ри­че­ская дра­ма («Кик­лоп»), под­лин­ность «Реса» оспа­ри­ва­ет­ся. Еври­пид, по Ари­сто­те­лю, «наи­бо­лее тра­ги­че­ский поэт», на мате­ри­а­ле древ­них мифов он создал дра­мы, в кото­рых отра­же­ны духов­ные и соци­аль­ные про­бле­мы эпо­хи кри­зи­сов. Осовре­ме­ни­ва­ние легенд, спор­ность вопло­ще­ния им неко­то­рых обра­зов богов, рацио­на­лизм, скеп­ти­цизм и поис­ки исти­ны, склон­ность ста­вить под сомне­ние обще­при­ня­тые обы­чаи часто меша­ли совре­мен­ни­кам Еври­пида в пол­ной мере осо­знать его вели­чие. Жиз­нен­но прав­ди­вы­ми явля­ют­ся у Еври­пида обра­зы про­стых людей, несмот­ря на их связь с мифа­ми (вме­ша­тель­ство богов); его герои сами вер­шат свою судь­бу в соот­вет­ст­вии с чер­та­ми сво­его харак­те­ра. Еври­пид нахо­дил­ся под вли­я­ни­ем софи­стов, в какой-то сте­пе­ни на судь­бе пер­со­на­жей отра­зи­лась его кри­ти­че­ская пози­ция по отно­ше­нию к про­шло­му, стрем­ле­ние «оце­нить с пози­ций разу­ма». В ряде про­из­веде­ний Еври­пид изо­бра­жа­ет тра­ги­че­скую раз­вяз­ку род­ст­вен­ных отно­ше­ний, в том чис­ле в «Алкести­де» (438) (жена при­но­сит себя в жерт­ву, чтобы спа­сти обре­чен­но­го на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, пре­дан­ной мужем), «Иппо­ли­те» (428) (любовь Фед­ры к сво­е­му пасын­ку Иппо­ли­ту), в «Герак­ле» (отец в при­пад­ке безу­мия уби­ва­ет жену и детей). Ужа­сы вой­ны, стра­да­ния плен­ни­ков, а так­же раз­би­тые вой­ной судь­бы Еври­пид отра­зил в «Геку­бе», «Анд­ро­ма­хе» и «Тро­ян­ках», в кото­рых уга­ды­ва­ет­ся тре­во­га авто­ра о гро­зя­щей Афи­нам опас­но­сти. В постав­лен­ной уже после его смер­ти пье­се «Вак­хан­ки» пока­за­ны послед­ст­вия орги­а­сти­че­ско­го куль­та Дио­ни­са. В интер­пре­та­ции ска­за­ний об Атридах («Элек­тра», «Орест», 408 до н. э.; «Ифи­ге­ния в Авлиде», постав­ле­на после смер­ти авто­ра; «Ифи­ге­ния в Тавриде») отра­зи­лась неудо­вле­тво­рен­ность авто­ра тра­ди­ци­он­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о богах. Ему при­над­ле­жат так­же «Ион», «Герак­лиды», «Про­си­тель­ни­цы», «Фини­ки­ян­ки», «Еле­на» (412). Язык Еври­пида бли­зок к раз­го­вор­но­му, исполь­зу­е­мо­му в наро­де, его дра­мы отли­ча­ют бога­тые сло­вес­ные оттен­ки (пер­со­на­жи Еври­пида часто спо­рят — вли­я­ние совре­мен­ной ему рито­ри­ки). Хор в его дра­мах часто не име­ет боль­шо­го отно­ше­ния к дей­ст­вию. Твор­че­ский метод Еври­пида имел мно­го после­до­ва­те­лей: новая атти­че­ская комедия при­ня­ла его про­из­веде­ния в каче­стве образ­ца (Менандр, моти­вы узна­ва­ния, интри­ги); рим­ская дра­ма, в осо­бен­но­сти Сене­ка, без Еври­пида про­сто немыс­ли­ма. Он ока­зал силь­ное вли­я­ние на совре­мен­ную дра­му, начи­ная с Ренес­сан­са (частич­но бла­го­да­ря Сене­ке), в том чис­ле и на Сарт­ра.


Гер­ма Еври­пида.

См. также:
ЕВРИПИД (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя поэта с головой Еврипида, не принадлежащей статуе.
Мрамор.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 46.
2. СКУЛЬПТУРА.
Рельеф Эврипида, автора трагедий.
Мрамор.
I в. до н. э. - I в. н.э.
Стамбул, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Эврипида.
Мрамор.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Еврипида.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА