ЕВРИПИД (греч. Euripides, лат. Euripides), род. 485/484 или 480 до н. э. на Саламине, ум. в 406 до н. э. в Пелле, младший из 3 классических греческих трагедийных поэтов, происходил из зажиточной семьи; в 408 до н. э. по приглашению македонского царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохранилось 17 трагедий и сатирическая драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Еврипид, по Аристотелю, «наиболее трагический поэт», на материале древних мифов он создал драмы, в которых отражены духовные и социальные проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им некоторых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общепринятые обычаи часто мешали современникам Еврипида в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми являются у Еврипида образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов); его герои сами вершат свою судьбу в соответствии с чертами своего характера. Еврипид находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критическая позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произведений Еврипид изображает трагическую развязку родственных отношений, в том числе в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреченного на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Еврипид отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в которых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В поставленной уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастического культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 408 до н. э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиционными представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Еврипида близок к разговорному, используемому в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Еврипида часто спорят — влияние современной ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет большого отношения к действию. Творческий метод Еврипида имел много последователей: новая аттическая комедия приняла его произведения в качестве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); римская драма, в особенности Сенека, без Еврипида просто немыслима. Он оказал сильное влияние на современную драму, начиная с Ренессанса (частично благодаря Сенеке), в том числе и на Сартра.