Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКТЕО́Н

Ac­taeon, Ἀκταίων,

1) сын Ари­стея и Авто­нои, доче­ри Кад­ма, зна­ме­ни­тый фив­ский герой, обу­чен­ный Хей­ро­ном охо­те; во вре­мя охоты на горе Кифе­роне был пре­вра­щен Арте­ми­дой в оле­ня и рас­тер­зан сво­и­ми 50 пса­ми. Арте­ми­да раз­гне­ва­лась на него за то, что он видел ее купаю­щей­ся, или за то, что хва­лил­ся, буд­то пре­вос­хо­дит ее в искус­стве охоты. После того как соба­ки разо­рва­ли сво­его гос­по­ди­на, с воем ища его, они забе­жа­ли в пеще­ру Хей­ро­на, кото­рый усми­рил их, пока­зав изо­бра­же­ние Актео­на. Ov. met. 3, 131—252. Еще в позд­ние вре­ме­на ука­зы­ва­ли меж­ду Мега­рой и Пла­те­ей ска­лу Актео­на, с кото­рой он буд­то бы увидел боги­ню, и источ­ник Актео­на, где она купа­лась. Paus. 9, 2, 3. Смерть Актео­на изо­бра­жа­ла собой уми­ра­ние при­ро­ды от зноя в дни утрен­не­го вос­хо­да созвездия Пса. Изо­бра­же­ния Актео­на, ста­вив­ши­е­ся на ска­лах и горах, долж­ны были пред­от­вра­щать раз­ру­ши­тель­ные дей­ст­вия это­го зноя. Такое изо­бра­же­ние око­ло Орхо­ме­на видел еще Пав­са­ний (9, 38, 4). При­ло­жен­ное изо­бра­же­ние, пред­став­ля­ю­щее Актео­на в тот момент, когда нача­лось его пре­вра­ще­ние и на него уже напа­ли соба­ки, есть сни­мок с неболь­шой мра­мор­ной ста­туи, нахо­дя­щей­ся в Бри­тан­ском музее;

2) маль­чик корин­фя­нин, сын Мелис­сов, погиб­ший от пре­сле­до­ва­ний влюб­лен­но­го в него Архия (см. Ar­chias): свое­об­раз­ное видо­из­ме­не­ние толь­ко что изло­жен­но­го мифа. Plut. narr. am. 2.

См. также:
АКТЕОН (Словарь античности)
АКТЕОН (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 15—16.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Артемида и Актеон. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Диана и Актеон. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
Туф.
470-е—460-е гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Актеона. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
1-я пол. V в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Диана и Актеон.
Эрколе Грациани (1688—1765).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА