Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АДЮЛЬТЕ́Р

Adul­te­rium, изме­на жены мужу. В Афи­нах, как и вооб­ще в гре­че­ских государ­ствах, при μοιχεία мужу доз­во­ля­лось само­му карать за нане­сен­ное ему оскорб­ле­ние. Если он не желал сам вос­поль­зо­вать­ся этим пра­вом, то мог пред­ста­вить пись­мен­ную жало­бу на винов­но­го фесмо­фе­там. Жена долж­на была немед­лен­но оста­вить дом мужа и под­вер­га­лась ати­мии. См.: Meier und Schö­mann, Att. Pro­zesz. стр. 327—332.

В Риме муж имел пра­во, застав винов­ную (adul­te­ra) на месте пре­ступ­ле­ния, убить ее (Gell. 10, 23; на это имел пра­во и отец винов­ной, Schol. ad Hor. sat. 2, 7, 61) или раз­ве­стись с ней (re­pu­dia­re). Plut. Rom. 22. В про­ти­во­дей­ст­вие без­нрав­ст­вен­но­сти, все более и более рас­про­стра­няв­шей­ся под конец суще­ст­во­ва­ния Рес­пуб­ли­ки, Август издал lex Julia de adul­te­riis — закон, кото­рым огра­ни­чи­ва­лось древ­нее пра­во само­лич­ной мести, а нака­за­ни­ем уста­нав­ли­ва­лось лише­ние опре­де­лен­ной зна­чи­тель­ной части иму­ще­ства и изгна­ние.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 20.
См. по теме: АФФИНИТАС • Κακοτεχνιῶν δίκη • АБРОГАЦИО • ABSTINENDI BENEFICIUM •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА