Античные писатели

ИСОКРАТ; Isok­ra­tes, 436—338 гг. до н. э., гре­че­ский ора­тор. Сын вла­дель­ца ремес­лен­ной мастер­ской, уче­ник софи­стов, Сокра­та и поли­ти­ка Фера­ме­на. Лите­ра­тур­ную дея­тель­ность начал в 403 г. с напи­са­ния судеб­ных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афи­нах шко­лу крас­но­ре­чия, про­грам­ма кото­рой, кро­ме рито­ри­ки, вклю­ча­ла так­же изу­че­ние неко­то­рых основ исто­рии, лите­ра­ту­ры, исто­рии пра­ва и даже в неко­то­ром смыс­ле пси­хо­ло­гии. Шко­ла Исо­кра­та была пер­вой в Евро­пе сред­ней обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лой, кото­рая долж­на была под­гото­вить уче­ни­ков к испол­не­нию государ­ст­вен­ных долж­но­стей. В ней вос­пи­ты­ва­лись ора­то­ры Демо­сфен, Гипе­рид, Эсхин, Ликург, Динарх, исто­ри­ки — Фео­помп, Эфор и др. Исо­крат раз­вил так­же широ­кую поли­ти­че­скую дея­тель­ность; из-за сла­бо­го голо­са он не высту­пал пуб­лич­но, свои взгляды рас­про­стра­нял при помо­щи поли­ти­че­ских бро­шюр, состав­лен­ных в фор­ме фик­тив­ных речей, и пуб­ли­ци­сти­че­ских лист­ков. Во внут­рен­ней поли­ти­ке Исо­крат был сто­рон­ни­ком оли­гар­хии, во внеш­ней — иде­ей Исо­кра­та было объ­еди­не­ние гре­че­ских горо­дов для вой­ны с Пер­си­ей. Одер­жан­ная в той войне победа долж­на была осво­бо­дить терри­то­рии для пере­се­лен­цев из пере­на­се­лен­ных обла­стей Гре­ции. Пред­во­ди­те­лей это­го похо­да Исо­крат искал преж­де все­го в Афи­нах и Спар­те, затем за пре­де­ла­ми Гре­ции; он видел его руко­во­ди­те­ля в Дио­ни­сии, тиране Сира­куз, а после его смер­ти — в Филип­пе II, царе Македо­нии. Лите­ра­тур­ное наследие Исо­кра­та вклю­ча­ет судеб­ные речи, про­грамм­ные сочи­не­ния, поли­ти­че­ские бро­шю­ры и лист­ки. Судеб­ные речи дати­ру­ют­ся 403—390 гг. Это Про­тив Эвфи­ну­на на про­цес­се без свиде­те­лей (Pros Euthy­nun amar­ty­ros; 403 г.); Про­тив Кал­ли­ма­ха (Pros Kal­li­machon pa­rag­ra­fe), Про­тив Лой­хи­та (Ka­ta Loi­chi­tu epi­lo­gos; после 403 г.), речь в защи­ту Алки­ви­а­да от обви­не­ний Лисия; Про­тив бан­ки­ров (Tra­pe­zi­ti­kos; ок. 394 г.), содер­жа­щая мно­го инте­рес­ной инфор­ма­ции о тор­гов­ле Афин с Бос­фо­ром; Речь перед судом в Эгине (Aigi­ne­ti­kos; 390 г.). Рито­ри­че­скую про­грам­му Исо­крат пред­ста­вил в двух речах: Про­тив софи­стов (Ka­ta ton so­fis­ton; 390 г.) и О обмене иму­ще­ст­вом (Pe­ri an­ti­do­seos; 353 г.); в этих речах Исо­крат осуж­да­ет ора­то­ров, заня­тых пусты­ми дела­ми и не заботя­щих­ся о фор­ме и сти­ле сво­их речей, и софи­стов, пред­ла­гаю­щих в сво­их рито­ри­че­ских шко­лах гото­вые образ­цы для под­ра­жа­ния, не уде­ляя вни­ма­ния обще­му обра­зо­ва­нию вос­пи­тан­ни­ков; дей­ст­ви­ям про­тив­ни­ков он про­ти­во­по­став­ля­ет соб­ст­вен­ную про­грам­му, давая ука­за­ния по пово­ду вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния моло­де­жи, а так­же о ком­по­зи­ции речей, их сти­ле и содер­жа­нии. Осо­бое вни­ма­ние он обра­ща­ет на содер­жа­ние речи, ее нрав­ст­вен­ную направ­лен­ность. В дру­гих речах Исо­крат поле­ми­зи­ру­ет с софи­сти­че­ски­ми декла­ма­ци­я­ми Гор­гия и Поли­кра­та; он ста­вит в упрек пред­ше­ст­вен­ни­кам их неуме­ние, ука­зы­ва­ет ошиб­ки, а затем демон­стри­ру­ет, как сле­ду­ет выст­ра­и­вать речи это­го типа. 373 годом дати­ру­ют­ся три сочи­не­ния Исо­кра­та, посвя­щен­ные Нико­клу, пра­ви­те­лю Сала­ми­на на Кип­ре: Нико­клея и Никокл или Киприоты, в кото­рых автор дает реко­мен­да­ции пра­ви­те­лю и опи­сы­ва­ет обя­зан­но­сти под­дан­но­го, и Эва­гор, про­из­веде­ние, вос­хва­ля­ю­щее умер­ше­го царя, отца Никок­ла. Это сочи­не­ние име­ет суще­ст­вен­ное зна­че­ние для исто­рии лите­ра­ту­ры как самый ран­ний памят­ник про­за­и­че­ско­го похваль­но­го сло­ва исто­ри­че­ско­му лицу и обра­зец для всей позд­ней­шей лите­ра­ту­ры это­го типа в Гре­ции. Поли­ти­че­ские сочи­не­ния Исо­кра­та каса­ют­ся преж­де все­го внут­рен­ней ситу­а­ции в Гре­ции и про­бле­мы вой­ны с Пер­си­ей. Самым ран­ним из них явля­ет­ся зна­ме­ни­тый Пане­ги­рик (Pa­ne­gy­ri­kos; 386 г.), бро­шю­ра, напи­сан­ная в фор­ме речи на олим­пий­ских играх; в ней Исо­крат выска­зы­ва­ет­ся в под­держ­ку II Мор­ско­го Сою­за. Пла­тей­ская речь (Pla­tai­kos; 373 г.) и Архидам (366 г.) пред­став­ля­ют реак­цию на экс­пан­сию Фив, при­зы­ва­ют Афи­ны прий­ти на помощь Пла­те­ям и Спар­те в борь­бе про­тив это­го горо­да. Посла­ние к Дио­ни­сию (367 г.) уго­ва­ри­ва­ет тира­на Сира­куз, чтобы он всту­пил в афин­ско-спар­тан­ский союз про­тив Пер­сии. В речи О мире (Pe­ri eire­nes; ок. 357 г.) Исо­крат вновь аги­ти­ру­ет за панэл­лин­ский мир и согла­сие. Про­бле­мы внут­рен­ней поли­ти­ки Афин он реша­ет в Аре­о­паги­ти­ке (речи перед Аре­о­па­гом, после 355 г.). Исо­крат, сомне­вав­ший­ся в силе афин­ской демо­кра­тии, выра­жа­ет здесь уве­рен­ность в том, что воз­ро­дить бла­го­ден­ст­вие и мощь Афин мож­но толь­ко вер­нув­шись к зако­но­да­тель­ству Соло­на. С 346 г. Исо­крат посвя­щал все свои силы орга­ни­за­ции похо­да на Пер­сию под пред­во­ди­тель­ст­вом Филип­па II Македон­ско­го. Этот вопрос затра­ги­ва­ет­ся в сочи­не­ни­ях Филипп (346 г.), Посла­ния Филип­пу (344 г.) и Посла­ния Алек­сан­дру (342 г.). Поли­ти­че­ским заве­ща­ни­ем Исо­кра­та ста­ла Пана­фин­ская речь (Pa­na­the­nai­kos; 342—339 гг.), в кото­рой он под­во­дит итог сво­ей поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, допол­няя эти рас­суж­де­ния лите­ра­тур­ной поле­ми­кой с софи­ста­ми. Част­ное дело, прось­ба о воз­вра­ще­нии Аге­но­ра из изгна­ния, содер­жит­ся в пись­ме Исо­кра­та к пра­ви­те­лям Мити­ле­ны (350 г.). Не сохра­ни­лась речь в честь Грил­ла, пав­ше­го под Ман­ти­не­ей сына Ксе­но­фон­та. Не счи­та­ют­ся под­лин­ны­ми Посла­ние к Демо­ни­ку, Посла­ние Анти­па­тру и третье посла­ние к Филип­пу (338 г.). Исо­крат был созда­те­лем тео­рии клас­си­че­ской гре­че­ской про­зы; его глав­ной заслу­гой было отде­ле­ние язы­ка про­зы от язы­ка поэ­зии (употреб­ле­ние поэ­ти­че­ских выра­же­ний он допус­кал толь­ко в фик­тив­ных речах), а так­же раз­ра­бот­ка рит­ми­че­ски рас­чле­нен­но­го пери­о­да. Исо­крат пред­пи­сы­вал все­гда избе­гать зия­ний. Он был при­чис­лен к кано­ну 10 атти­че­ских ора­то­ров.

См. также:
ИСОКРАТ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 27 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 27 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА