Словарь античности

ИСОКРАТ (лат. Isoc­ra­tes) (436—338 до н. э.), афин­ский ора­тор, учи­тель рито­ри­ки и пуб­ли­цист. Сын состо­я­тель­но­го вла­дель­ца мастер­ской по про­из­вод­ству флейт. После обу­че­ния у луч­ших софи­стов того вре­ме­ни (наряду с дру­ги­ми у Гор­гия и Про­ди­ка) Исо­крат начал свою дея­тель­ность в каче­стве лого­гра­фа. Позд­нее (ок. 390 до н. э.) он открыл соб­ст­вен­ную шко­лу рито­ри­ки, где пре­по­да­ва­ние велось в фор­ме семи­на­ров в тече­ние трех- или четы­рех­лет­не­го кур­са. Его шко­ла поль­зо­ва­лась огром­ной попу­ляр­но­стью и была извест­на за пре­де­ла­ми Гре­ции. Исо­крат счи­тал­ся отцом обще­го обра­зо­ва­ния. Он видел в крас­но­ре­чии — а не в фило­со­фии, как Пла­тон, — источ­ник уни­вер­саль­но­го зна­ния, могу­щий быть осно­вой все­о­хва­ты­ваю­ще­го и общезна­чи­мо­го обра­зо­ва­ния. Рито­ри­ка, по мне­нию Исо­кра­та, учит не толь­ко речам, но мыш­ле­нию и пра­виль­но­му поведе­нию и, сле­до­ва­тель­но, вос­пи­ты­ва­ет в людях прак­ти­че­скую жиз­нен­ную стой­кость. Вслед­ст­вие при­род­ной застен­чи­во­сти и сла­бо­сти голо­са Исо­крат нико­гда не высту­пал пуб­лич­но как ора­тор, но состав­лял речи в пись­мен­ной фор­ме, частич­но как образ­цы для пре­по­да­ва­ния, частич­но как бро­шю­ры поли­ти­че­ско­го содер­жа­ния, посред­ст­вом кото­рых он стре­мил­ся воздей­ст­во­вать на поли­ти­че­скую жизнь. Сред­ство пре­одо­ле­ния поли­ти­че­ско­го кри­зи­са Афин Исо­крат видел в един­стве Гре­ции под пред­во­ди­тель­ст­вом Афин и при­зы­вал к нему. Позд­нее Исо­крат в про­ти­во­по­лож­ность Демо­сфе­ну высту­пал в под­держ­ку Филип­па Македон­ско­го в надеж­де, что Филипп воз­гла­вит объ­еди­нен­ную Гре­цию в похо­де про­тив пер­сов. Сохра­ни­лись 21 речь (под­лин­ные изда­ния) и частич­но 9 непо­д­лин­ных писем Исо­кра­та. Они име­ют стро­гую фор­му и стиль, но им недо­ста­ет вооду­шев­ле­ния и глу­би­ны мыс­ли. Зна­че­ние Исо­кра­та в раз­ви­тии рито­ри­че­ской худо­же­ст­вен­ной про­зы в том, что он создал боль­шой пери­од, чет­ко рас­чле­нен­ный содер­жа­тель­но и фор­маль­но (осо­бен­но путем исполь­зо­ва­ния анти­те­зы), а так­же оформ­лен­ный рит­ми­че­ски. Иде­ал обра­зо­ва­ния, под­чи­нен­но­го рито­ри­ке, и стиль Исо­кра­та ока­за­ли силь­ное вли­я­ние на позд­ней­ших ора­то­ров, и в первую оче­редь на Цице­ро­на.

См. также:
ИСОКРАТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 27 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 27 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА