ИСОКРАТ (лат. Isocrates) (436—338 до н. э.), афинский оратор, учитель риторики и публицист. Сын состоятельного владельца мастерской по производству флейт. После обучения у лучших софистов того времени (наряду с другими у Горгия и Продика) Исократ начал свою деятельность в качестве логографа. Позднее (ок. 390 до н. э.) он открыл собственную школу риторики, где преподавание велось в форме семинаров в течение трех- или четырехлетнего курса. Его школа пользовалась огромной популярностью и была известна за пределами Греции. Исократ считался отцом общего образования. Он видел в красноречии — а не в философии, как Платон, — источник универсального знания, могущий быть основой всеохватывающего и общезначимого образования. Риторика, по мнению Исократа, учит не только речам, но мышлению и правильному поведению и, следовательно, воспитывает в людях практическую жизненную стойкость. Вследствие природной застенчивости и слабости голоса Исократ никогда не выступал публично как оратор, но составлял речи в письменной форме, частично как образцы для преподавания, частично как брошюры политического содержания, посредством которых он стремился воздействовать на политическую жизнь. Средство преодоления политического кризиса Афин Исократ видел в единстве Греции под предводительством Афин и призывал к нему. Позднее Исократ в противоположность Демосфену выступал в поддержку Филиппа Македонского в надежде, что Филипп возглавит объединенную Грецию в походе против персов. Сохранились 21 речь (подлинные издания) и частично 9 неподлинных писем Исократа. Они имеют строгую форму и стиль, но им недостает воодушевления и глубины мысли. Значение Исократа в развитии риторической художественной прозы в том, что он создал большой период, четко расчлененный содержательно и формально (особенно путем использования антитезы), а также оформленный ритмически. Идеал образования, подчиненного риторике, и стиль Исократа оказали сильное влияние на позднейших ораторов, и в первую очередь на Цицерона.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.